Антон Веберн: различия между версиями

Материал из Викицитатника
[непроверенная версия][непроверенная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 18: Строка 18:
*«...человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить «всеобщая природа»» ''(С.14)''
*«...человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить «всеобщая природа»» ''(С.14)''


«...подобно тому, как естествоиспытатель стремится найти закономерности, лежащие в основе природы, так и мы должны стремиться найти законы, по которым творит природа, выступающая в особой форме человека» ''(С.14)''
*«...подобно тому, как естествоиспытатель стремится найти закономерности, лежащие в основе природы, так и мы должны стремиться найти законы, по которым творит природа, выступающая в особой форме человека» ''(С.14)''


*«Придётся нам потрудиться, чтобы найти в шедеврах искусства необходимое. Ни малейшего произвола! Ничего надуманного!» ''(С.14)''
*«Придётся нам потрудиться, чтобы найти в шедеврах искусства необходимое. Ни малейшего произвола! Ничего надуманного!» ''(С.14)''

Версия от 15:03, 4 сентября 2006

Логотип Википедии

Антон Веберн, также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern, 3 декабря, 1883, Вена — 15 сентября, 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга, Австрия) — австрийский композитор, дирижер, представитель «Новой венской школы».

Цитаты из Веберна

Путь к новой музыке

(Цит. по Антон Веберн: Лекции о музыке, письма, Пер. В.Г.Шнитке, Музыка, Москва, 1975)

I. (20 февраля 1933)

  • «...какой смысл любителям заниматься элементами музыки, «загадками её правил»? Смысл именно в том, чтобы научить за банальностями видеть бездны! И ещё – и это было бы спасением – быть активным духовно» (С.12)
  • «...в основе всякого искусства, а следовательно, и музыки, лежат определённые закономерности; исследование этих закономерностей, к которому мы с вами собираемся приступить, может быть направлено лишь на то, чтобы в какой-то мере их обосновать.» (С.13)
  • «Гёте рассматривает искусство как деятельность всеобщей природы выступающей в особой форме человеческой природы. Это значит, что между произведением природы и произведением искусства нет существенной противоположности, что это одно и то же и что то, что мы рассматриваем как произведение искусства и таковым называем, в сущности представляет собой не что иное, как продукт всеобщей природы. Что это такое – «всеобщая природа»? Может быть то, что нас окружает? А что это значит? Это есть объяснение созидательной способности человека и прежде всего объяснение его творческого гения.» (С.13-14)
  • «...человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить «всеобщая природа»» (С.14)
  • «...подобно тому, как естествоиспытатель стремится найти закономерности, лежащие в основе природы, так и мы должны стремиться найти законы, по которым творит природа, выступающая в особой форме человека» (С.14)
  • «Придётся нам потрудиться, чтобы найти в шедеврах искусства необходимое. Ни малейшего произвола! Ничего надуманного!» (С.14)
  • «...можно сказать, что музыка есть закономерность природы, воспринимаемая слухом» (С.15)
  • «Если мы хотим беседовать здесь о музыке, то мы можем делать это, лишь сознавая, лишь веруя, что музыка – это закономерное воздействие природы на орган слуха.» (С.15)
  • «Совершенно естественно – кто хочет приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет разглядывать и созерцать их, тот должен, будь он верующим или неверующим, подходить к ним так, как следует подходить к творениям природы, то есть с должным благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем неведомым, что в них заключено. Но познаем ли мы теперь эту тайну или нет, нам должно быть ясно одно, здесь господствует закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, как к законам, которые мы приписываем природе; музыка есть воспринимаемая слухом закономерность природы.» (С.15)
  • «...новая музыка – это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная.» (С. 16)
  • «Что является материалом музыки?... Звук, не правда ли? Поэтому, собственно, уже здесь следовало бы начать поиски закономерностей и результатов их действия.» (С. 16)
  • «Вы знаете, что каждому звуку сопутствуют обертоны, фактически простирающиеся в бесконечность. И вот интересно проследить, как человек использовал это явление, чтобы получить то, что ему было непосредственно необходимо для создания музыкального образа; проследить как он поставил себе на службу эту тайну природы.» (С. 16)

II. (27 февраля 1933)

  • «Разобравшись с музыкальной материей, мы подходим к пониманию музыкальной мысли. Здесь я хотел бы сделать маленькое отступление и показать как важно разобраться в этих вещах, чтобы уяснить себе, что такое музыкальная мысль. Просто удивительно, как мало людей способно схватить музыкальную мысль. Я не буду говорить о широких массах, которым некогда глубоко заниматься духовными проблемами: я бы хотел остановиться на заблуждениях великих умов.» (С. 18)
  • «И так всегда: менее достойных превозносят, более значительных отвергают.» (С. 18)
  • «...чтобы постичь музыкальную идею, нужен особый дар.» (С. 19)
  • «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.» (С. 22)
  • «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком.» (С. 22)

III. (7 марта 1933)

  • «Желая что-то сказать, я должен говорить понятно. Но как быть понятным, для этого нужно выражать мысль по возможности чётко. Слушателю должно быть ясно, что я говорю. Я не должен тратить лишних слов, ходить вокруг да около. У нас есть для этого особое слово: наглядность [Fasslichkeit=обозримость, удобопонятность, постижимость, вразумительность]. Наглядность является высшим законом всякого выражения мысли.» (С. 23)
  • «...наглядно (fasslich) то, что обозримо, контуры чего я могу различить» (С. 24)

Цитаты о Веберне

"Веберн! Это последний мастер немецкой музыки." (Филипп Гершкович, из беседы 2 августа 1982, цит. по Дмитрий Н. Смирнов: Гость с неведомой планеты или музыка глазами Филиппа Гершковича)