Дерево жизни: различия между версиями

Материал из Викицитатника
[досмотренная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
всякой твари по паре
→‎Дерево жизни в поэзии: стихов побольше
Строка 53: Строка 53:
Плоды манят… но только на [[беда|беду]],
Плоды манят… но только на [[беда|беду]],
Всё чучела расставлены в саду.|Автор=[[Генрих Гейне]], «В Германии, драгой моей отчизне…», 1840-е}}
Всё чучела расставлены в саду.|Автор=[[Генрих Гейне]], «В Германии, драгой моей отчизне…», 1840-е}}

{{Q|И видно, как всходит, ― и слышно, как дышит
Там каждая травка и каждый [[лес]]ок;
Там дерево жизни ветвями колышет,
И каплет из трещин живительный сок,
И брызжет, ― и тут же другое с ним рядом:
То дерево жизни с убийственным [[яд]]ом.<ref>''[[:w:Владимир Григорьевич Бенедиктов|В.Г.Бенедиктов]]''. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1939 г. (Библиотека поэта. Большая серия)</ref>|Автор=[[:w:Владимир Григорьевич Бенедиктов|Владимир Бенедиктов]], «Остров», 1856}}


{{Q|Взвойте вы к [[змея]]м, и пусть разнесут вашу ярость по свету.
{{Q|Взвойте вы к [[змея]]м, и пусть разнесут вашу ярость по свету.
Строка 63: Строка 70:
Съедены крохи души, не осталось ни цвета, ни корня,
Съедены крохи души, не осталось ни цвета, ни корня,
Гложете щебень земной и, алкая, лижете [[камень]]...|Автор=[[Хаим Нахман Бялик]], «Взвойте вы к змеям…», 1906}}
Гложете щебень земной и, алкая, лижете [[камень]]...|Автор=[[Хаим Нахман Бялик]], «Взвойте вы к змеям…», 1906}}

{{Q|[[Время]], как шашель, в углу и за печкой
Дерево жизни буравит, сосёт...
В [[звезда|звёзды]] конёк и в потёмки крылечко
Смотрят и шепчут: «Вернётся... придёт...»|Автор=[[Николай Алексеевич Клюев|Николай Клюев]], «Умерла мама» — два шелестных слова...», 1918}}

{{Q|И доктор скажет: ― Это ―
Живёт прожигатель жизни,
Местный чудак и лодырь,
Хвастун, фантазёр и [[мечта]]тель,
Который во что бы ни стало
Желает из [[арбуз]]ных зерен
Вырастить дерево жизни.<ref>[[:w:Лавров, Леонид Алексеевич|Л. Лавров]]. «Из трёх книг». М.: Советский писатель, 1966 г.</ref>|Автор=[[:w:Лавров, Леонид Алексеевич|Леонид Лавров]], «НОБУЖ», 1929}}


{{Q|[[Закон]], мой друг, суров,
{{Q|[[Закон]], мой друг, суров,

Версия от 13:56, 15 сентября 2014

Дерево жизни в гробнице Тутмоса III

Де́рево жи́зни (или дре́во жизни, а также старо-славянское дре́во животьное, ра́йское древо; англ. Tree of life) — один из важнейших мифологических элементов, повторяющихся во многих культурах со времён племенного язычества. В славянской народной традиции кроме древа жизни встречается также вариант «мирового древа», а в книжной и фольклорной культуре — пантеистическое природное древо жизни, из которого вырастает всё сущее. Одним из ярчайших выражений общей концепции в иудо-христианской культуре стало «древо жизни», посаженное Богом в раю.

В качестве производных или связанных с деревом жизни в новые времена можно считать священное древо, древо познания (или знания), а также мировое или космическое древо.

Дерево жизни в религиозных текстах

  •  

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

  Библия, Бытие, 9-17
  •  

Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

  Соломон
  •  

Итак, человек жил в раю, как хотел, до тех пор, пока хотел того, что повелел Бог. Жил, наслаждаясь Богом, от Которого, как благого, сам был добр. Жил безо всякого недостатка, имея в своей власти жить так всегда. Была пища, чтобы не испытывать голода, было питьё, чтобы не испытывать жажды, было, наконец, дерево жизни, чтобы не ослабила его старость. Не было ничего, что причиняло бы боль, не было никаких болезней, которых бы следовало бояться. Плоть была здорова, душа — спокойна.

  Августин Блаженный, «О граде Божьем», 427 г.
  •  

Но, говоря об этом дне суда, мы прибавляем: окончательный или последний, потому что Бог судит и теперь, судил и с самого начала человеческого рода, когда изгнал из рая и удалил от дерева жизни первых людей, совершивших великое преступление; судил, несомненно, и тогда, когда не пощадил согрешивших ангелов, глава которых, погубив себя, погубил из зависти и людей.

  Августин Блаженный, «О граде Божьем», 427 г.
  •  

Кому, открывавшему священные книги, не известно, где насадил Бог дерево жизни, вокруг которого, когда от вкушения его были отстранены люди, изгнанные из рая собственной неправдой, была поставлена огненная и ужасающая стража (Быт. III, 24)? Кто-нибудь возразит, что дни дерева жизни, о которых упомянул Исайя, суть именно те дни, которые в настоящее время переживает церковь Христова, что деревом жизни пророчески назван сам Христос, потому что Он есть Премудрость Божия, о которой Соломон говорит: «Она — дерево жизни для тех, которые приобретают ее» (Притч. III, 18), и что те первые люди провели в раю отнюдь не годы, но были изгнаны из него так скоро, что не родили там ни одного сына, и потому времени того нельзя разуметь в вышеприведенных словах.

  Августин Блаженный, «О граде Божьем», 427 г.
  •  

Святое Древо Креста Спасителя восстало посреди земли, как некогда древо жизни в раю
Кресты двух разбойников были обращены друг у другу и были ниже Креста Спасителя. Расстояние между Крестом Спасителя и крестами разбойников было такое, что всадник мог бы проехать между ними.[1]

  Анна-Екатерина Эммерих, 1810-е

Дерево жизни в прозе

  •  

Королевна сама сошла в сад и с удивлением увидала, что юноша выполнил трудную задачу. Но она всё ещё не могла побороть своего гордого сердца и сказала: «Хотя он и выполнил обе заданные ему задачи, однако же не бывать ему моим супругом прежде, нежели он добудет мне яблоко с дерева жизни».
Юноша и знать не знал, где растёт это дерево жизни, однако же собрался в путь и задумал идти по белу свету, пока его понесут резвые ноги. Но он не надеялся это дерево разыскать.
Вот он пошёл и прошёл уже через три царства, когда однажды под вечерок пришел в лес, сел под дерево и собирался соснуть; вдруг слышит шум и шелест в ветвях, и золотое яблоко прямо падает ему в руку. В то же самое время слетели с дерева три ворона, сели к нему на колено и сказали: «Мы — те самые три воронёнка, которых ты спас от голодной смерти. Когда мы выросли да услыхали, что ты ищешь яблоко с дерева жизни, то полетели мы за море, на самый край света, где растёт дерево жизни — и вот принесли тебе оттуда это яблоко».
Добрый молодец обрадовался, вернулся к красавице королевне и поднёс ей золотое яблоко. Тогда у той уж не было больше никаких отговорок.
Они поделили яблоко с дерева жизни и скушали его вдвоем; и наполнилось её сердце любовью к юноше, и они в нерушимом счастье дожили до глубокой старости.

  Братья Гримм, «Белая змея», 1812
  •  

— Да я ведь не знаю его! — сказала женщина. — А ты слепая! Сегодня в ночь завяло много цветов и деревьев, и Смерть скоро придёт пересаживать их. Ты ведь знаешь, что у каждого человека есть своё дерево жизни или свой цветок, смотря по тому, каков он сам. С виду они совсем обыкновенные растения, но в каждом бьётся сердце. Детское сердечко тоже бьётся; обойди же все растения — может быть, ты и узнаешь сердце своего ребёнка. А теперь, что ж ты мне дашь, если я скажу тебе, как поступать дальше?

  Ганс Христиан Андерсен, «История одной матери», 1847
  •  

Как почки в процессе роста дают начало новым почкам, а эти, если только сильны, разветвляются и заглушают многие слабые ветви, так, полагаю, было при воспроизведении и с великим Древом Жизни, наполнившим своими мёртвыми опавшими сучьями кору земли и покрывшим её поверхность своими вечно расходящимися и прекрасными ветвями.

  Чарлз Дарвин, «Происхождение видов», 1859
  •  

Старость всегда должна быть красивее, — она есть плод дерева; надо только, чтобы само дерево жизни было прекрасно, тогда и плод будет тоже прекрасен. Теперь ты должна вернуться домой на моём коне, я же сам не могу пока следовать за тобою, но и я приду, когда наступит пора, и тогда мы никогда уж больше не расстанемся с тобою.
— Я должна вернуться к отцу и к Луизе?
— Нет, отец твой и Луиза давно уже покинули тот мир.
— Зачем же вернусь я домой, когда там никого уже нет?

  Екатерина Балобанова, «Бабушкин дом», 1896
  •  

Осыпается дерево моей жизни.
Но неужели он был так стар?
Я заглянул в зеркало.
Печальная пора…
Когда зеркало говорит вам, как часы:
— Времени много.

  Влас Дорошевич, «Уголок старой Москвы», 1916

Дерево жизни в поэзии

  •  

Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.

  Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст», 1806
  •  

В Германии, драгой моей отчизне,
Куда ни глянь — растут деревья жизни;
Плоды манят… но только на беду,
Всё чучела расставлены в саду.

  Генрих Гейне, «В Германии, драгой моей отчизне…», 1840-е
  •  

И видно, как всходит, ― и слышно, как дышит
Там каждая травка и каждый лесок;
Там дерево жизни ветвями колышет,
И каплет из трещин живительный сок,
И брызжет, ― и тут же другое с ним рядом:
То дерево жизни с убийственным ядом.[2]

  Владимир Бенедиктов, «Остров», 1856
  •  

Взвойте вы к змеям, и пусть разнесут вашу ярость по свету.
Брошены вы средь пустыни, на камнях её раскалённых;
Вкруг — нагота мировая в безмолвном проклятии Бога.
Род отлученный от персей земли, вы их запах забыли,
Вид позабыли травы, благовонье цветков после ливня,
Мощь многолетних лесов, ликование водного плеска,
Свежесть и влажную тень вечно-юного дерева жизни.
Съедены крохи души, не осталось ни цвета, ни корня,
Гложете щебень земной и, алкая, лижете камень...

  Хаим Нахман Бялик, «Взвойте вы к змеям…», 1906
  •  

Время, как шашель, в углу и за печкой
Дерево жизни буравит, сосёт...
В звёзды конёк и в потёмки крылечко
Смотрят и шепчут: «Вернётся... придёт...»

  Николай Клюев, «Умерла мама» — два шелестных слова...», 1918
  •  

И доктор скажет: ― Это ―
Живёт прожигатель жизни,
Местный чудак и лодырь,
Хвастун, фантазёр и мечтатель,
Который во что бы ни стало
Желает из арбузных зерен
Вырастить дерево жизни.[3]

  Леонид Лавров, «НОБУЖ», 1929
  •  

Закон, мой друг, суров,
но древо жизни пуще процветает.
Уж скоро вовсе процветёт...[4]:513

  Альфонс Алле, Юрий Ханон, «Чёрные Аллеи», Dura lex, 2012.

Источники

  1. Трагедия Иуды: Клименсо Брентано по откровениям Анны-Екатерины Эммерих — Богородичный центр, 1992 — ISBN 5864740829
  2. В.Г.Бенедиктов. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1939 г. (Библиотека поэта. Большая серия)
  3. Л. Лавров. «Из трёх книг». М.: Советский писатель, 1966 г.
  4. Юрий Ханон «Чёрные Аллеи». — СПб.: Центр Средней Музыки, 2012. — 648 с.

См. также