Недопёсок (повесть): различия между версиями

Материал из Викицитатника
[досмотренная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Снежное поле
пересечения с Лодкой
Строка 28: Строка 28:
Наполеон облизнул лапу ― снег оказался сладким.
Наполеон облизнул лапу ― снег оказался сладким.
Совсем другой, не такой, как в клетке, был этот снег. Тот только сыпался и сыпался с [[небо|неба]], пушистыми комками собирался в ячейках железной сетки и пресным был на вкус.|Автор=из главы «Снежное поле»}}
Совсем другой, не такой, как в клетке, был этот снег. Тот только сыпался и сыпался с [[небо|неба]], пушистыми комками собирался в ячейках железной сетки и пресным был на вкус.|Автор=из главы «Снежное поле»}}

== Цитаты о повести ==
{{Q|Вам предстоит сейчас увлекательное чтение. Перу Юрия Коваля принадлежит одна из моих любимых книг — «Недопёсок» — история молодого [[песец|песца]], убежавшего со зверофермы «Мшага» ранним утром 2 ноября.<ref>[[Юрий Иосифович Коваль|Юрий Коваль]]. «[[Самая лёгкая лодка в мире]]». — М., Молодая гвардия, 1984 г. — 336 с., 100 000 экз.</ref>|Автор=[[Арсений Александрович Тарковский|Арсений Тарковский]], «О книге друга», 1984}}

{{Q|— ...Даже [[Белла Ахатовна Ахмадулина|Белла Ахмадулина]], которой я подарил эту книжку, то ли она ее не прочла тогда... Но позже Белла мне сказала все-таки: Всю ночь смеялась, как [[дурак]].
— Над “Лодкой”?
— Над “Лодкой”, да. Всю ночь смеялась, как дурак. Она любит про себя в мужском роде сказать... Несколько [[месяц]]ев назад, где-то в октябре, она мне звонит очень [[печаль]]ная и говорит: Я не могу жить без вашей прозы, я все время читаю “Лодку”, все время читаю “Лодку”. [[Папа]]шка — это я, самая легкая лодка в мире — это я, всё там — это я. В результате я ей посвящаю вторую вещь, то есть “Лодку”. И теперь я посвящаю ей “[[Суер-Выер|Суера]]”. Три книги от меня — это тоже большой [[рекорд]]. “Недопёска”, “Лодку” и “Суера”. С Беллой особые отношения, это, конечно, особые отношения, они вообще не вписываются ни в какие рамки...<ref name="струя">[[:w:Коваль, Юрий Иосифович|''Юрий Коваль'']]. «Я всегда выпадал из общей струи» (Экспромт, подготовленный жизнью). Интервью с Ириной Скуридиной. — СПб.: «Вопросы литературы». № 6, 1998 г.</ref>|Автор=[[:w:Коваль, Юрий Иосифович|Юрий Коваль]], «Я всегда выпадал из общей струи», 1993}}


== Источники ==
== Источники ==

Версия от 17:17, 30 ноября 2019

Недопёсок белоснежный

«Недопёсок»повесть русского писателя Юрия Коваля о побеге со зверофермы молодого песца по кличке Наполеон Третий. Одно из самых известных произведений писателя. Сокращённый вариант повести был опубликован в журнале «Костёр» в 1974 году, отдельным изданием повесть вышла в 1975 году. Повесть неоднократно переиздавалась отдельно и в составе сборников, переведена на несколько иностранных языков. По повести снят художественный фильм, поставлен радиоспектакль, был выпущен диафильм.

Арсений Тарковский назвал «Недопёска» «одной из лучших книг на земле». Спустя год после написания повесть была посвящена Белле Ахмадулиной. Литературовед Владимир Бондаренко, озаглавивший свой очерк о Юрии Ковале «Недопёсок», писал, что «и сам Юра Коваль был тоже Недопёском, бежавшим от зла и людской пошлости в чистую сказовую форму».[1]

Цитаты из повести

  •  

Ранним утром второго ноября со зверофермы «Мшага» бежал недопёсок Наполеон Третий.
Он бежал не один, а с товарищем ― голубым песцом за номером сто шестнадцать.
Вообще-то за песцами следили строго, и Прасковьюшка, которая их кормила, всякий раз нарочно проверяла, крепкие ли на клетках крючки. Но в то утро случилась неприятность: директор зверофермы Некрасов лишил Прасковьюшку премии, которая ожидалась к празднику.
― Ты прошлый месяц получала, ― сказал Некрасов. ― А теперь пускай другие.
― Ах вот как! ― ответила Прасковьюшка и задохнулась. У неё от гнева даже язык онемел. ― Себе-то небось премию выдал, ― закричала Прасковьюшка, ― хоть и прошлый месяц получал! Так пропади ты пропадом раз и навсегда!
Директор Некрасов пропадом, однако, не пропал. Он ушёл в кабинет и хлопнул дверью.[2]

  — из главы «Побег»
  •  

Но вот настало время обеда, и по звероферме разнёсся металлический звон. Это песцы стали «играть на тарелочках» ― крутить свои миски-пойлушки.
Миски эти вделаны в решётку клетки так ловко, что одна половина торчит снаружи, а другая ― внутри. Чтоб покормить зверя, клетку можно и не отпирать. Корм кладут в ту половину, что снаружи, а песец подкручивает миску лапой ― и корм въезжает в клетку.
Перед обедом песцы начинают нетерпеливо крутить пойлушки ― по всей звероферме разносится алюминиевый звон.
Услыхав звон, Прасковьюшка опомнилась и побежала кормить зверей. Скоро добралась она до клетки, где должен был сидеть недопёсок Наполеон Третий. Прасковьюшка заглянула внутрь, и глаза её окончательно померкли. Кормовая смесь вывалилась из таза на литые резиновые сапоги.

  — из главы «Алюминиевый звон»
  •  

Горячий человек директор Некрасов был тощ и сухопар. Он ходил круглый год в пыжиковой шапке.
На своём посту Некрасов работал давно и хозяйство вёл образцово. Всех зверей знал наизусть, а самым ценным придумывал красивые имена: Казбек, Травиата, Академик Миллионщиков.
Недопёсок Наполеон Третий был важный зверь. И хоть не стал ещё настоящим песцом, а был щенком, недопёском, директор очень его уважал.
Мех Наполеона имел особенный цвет ― не белый, не голубой, а такой, для которого и название подобрать трудно. Но звероводы всё-таки подобрали ― платиновый.

  — из главы «Давило»
  •  

Пролезши сквозь дыру в заборе, песцы быстро побежали в поле, но уже через десяток шагов остановились. Их напугал снег, который был под ногами. Он мешал бежать и холодил пятки.
Это был второй снег нынешней зимы. На поле был он пока неглубок, но всё же доходил до брюха коротконогим песцам.
Точно так напугала бы песцов трава. Раньше им вообще не приходилось бегать по земле. Они родились в клетках и только глядели оттуда на землю ― на снег и на траву.
Наполеон облизнул лапу ― снег оказался сладким.
Совсем другой, не такой, как в клетке, был этот снег. Тот только сыпался и сыпался с неба, пушистыми комками собирался в ячейках железной сетки и пресным был на вкус.

  — из главы «Снежное поле»

Цитаты о повести

  •  

Вам предстоит сейчас увлекательное чтение. Перу Юрия Коваля принадлежит одна из моих любимых книг — «Недопёсок» — история молодого песца, убежавшего со зверофермы «Мшага» ранним утром 2 ноября.[3]

  Арсений Тарковский, «О книге друга», 1984
  •  

— ...Даже Белла Ахмадулина, которой я подарил эту книжку, то ли она ее не прочла тогда... Но позже Белла мне сказала все-таки: Всю ночь смеялась, как дурак.
— Над “Лодкой”?
— Над “Лодкой”, да. Всю ночь смеялась, как дурак. Она любит про себя в мужском роде сказать... Несколько месяцев назад, где-то в октябре, она мне звонит очень печальная и говорит: Я не могу жить без вашей прозы, я все время читаю “Лодку”, все время читаю “Лодку”. Папашка — это я, самая легкая лодка в мире — это я, всё там — это я. В результате я ей посвящаю вторую вещь, то есть “Лодку”. И теперь я посвящаю ей “Суера”. Три книги от меня — это тоже большой рекорд. “Недопёска”, “Лодку” и “Суера”. С Беллой особые отношения, это, конечно, особые отношения, они вообще не вписываются ни в какие рамки...[4]

  Юрий Коваль, «Я всегда выпадал из общей струи», 1993

Источники

  1. Владимир Бондаренко. Недопёсок (10.03.2000)
  2. Юрий Коваль. «Недопёсок» — М.: Оникс 21 век, 2000 г.
  3. Юрий Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире». — М., Молодая гвардия, 1984 г. — 336 с., 100 000 экз.
  4. Юрий Коваль. «Я всегда выпадал из общей струи» (Экспромт, подготовленный жизнью). Интервью с Ириной Скуридиной. — СПб.: «Вопросы литературы». № 6, 1998 г.

См. также