Антропогенез

Материал из Викицитатника
Антропогенез
Статья в Википедии
Медиафайлы на Викискладе
Новости в Викиновостях

Антропогенезэволюция человека. Главный тезис — происхождение от обезьяны.

Также сюда пока добавляются цитаты о социальной эволюции.

Цитаты[править]

Современная научная позиция[править]

  •  

На заседании Британской ассоциации наук в 1869 г. епископ Вильберфорский, математик по образованию, произнес длинную речь против эволюционной теории, закончив её вопросом к Томасу Гексли: «Мне бы хотелось спросить вас: действительно ли вы считаете, что вашим предком была обезьяна? А если так, то мне очень интересно узнать: мистер Гексли происходит от обезьяны со стороны дедушки или бабушки?»
Гексли: «Человек не имеет причин стыдиться, что его предком является обезьяна. Я скорее бы стыдился происходить от человека суетного и болтливого, который, не довольствуясь сомнительным успехом в своей собственной деятельности, вмешивается в научные споры, о которых не имеет никакого представления, чтобы только затемнить их своей риторикой, отвлечь внимание слушателей от действительного пункта спора красноречивыми отступлениями и ловкими обращениями к религиозным предрассудкам».[1]

  •  

Человек произошёл от волосатого четвероногого и хвостатого животного.

  Чарлз Дарвин
  •  

Мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми способностями, всё-таки носит в своём физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения.[1]

  — Чарлз Дарвин, «Происхождение человека и половой отбор»
  •  

Невежество значительно чаще создаёт уверенность, чем знание. Тот, кто не смотрит на явления природы, подобно дикарю, как на нечто бессвязное, не может думать, чтобы человек был отдельным актом творения.

  — Чарлз Дарвин, «Происхождение человека и половой отбор», гл. 6
  •  

Обезьяны затем разветвились на два больших ствола, обезьян Нового и Старого света, а от последнего, в отдаленном промежутке времени, вышел Человек, чудо и слава Вселенной.

 

The Simiadae then branched off into two great stems, the New World and Old World monkeys; and from the latter, at a remote period, Man, the wonder and glory of the Universe, proceeded.

  — Чарлз Дарвин, там же
  •  

Люди, как и карликовые шимпанзе, способны поддерживать отношения, в которых агрессивность сведена до самого минимума, иерархия не мешает дружескому общению, а само это общение ободряюще и приятно. Соответствующие традиции и воспитание позволяют очень многого добиться. Когда американцы открыли магический эффект одной из форм — улыбки — и начали обучаться как можно чаще ею пользоваться.[2]:241

  Виктор Дольник
  •  

У человека территориальные программы не разрушены полностью: при всяком подходящем случае он стремится обзавестись своей территорией. Сверх того, (в полном подобии с человекообразными обезьянами), люди выделяют групповые территории и отстаивают их очень активно. У первобытного человека групповой территориализм был, как считается, главным регулятором численности.[2]:277

  — Виктор Дольник
  •  

Только отвратительное невежество <…> в безответственном самодовольстве может не думать о грозной истории возникновения человека, неотвратимо определяющей его дальнейшие судьбы.

  Иван Ефремов, «Дорога ветров», 1955
  •  

… причины возникновения разума — <…> в тех стечениях обстоятельств, которые не подлежат моральной оценке, но задним числом, в ретроспекции, обретают чуть ли не издевательский смысл: каннибализм оказывается подспорьем в развитии разума, угроза обледенения предпосылкой пракультуры, обгладывание костей — шагом к изготовлению орудий, а унаследованное еще от рыб и пресмыкающихся объединение половых органов с выделительными — топографической опорой не только эротики, но и вероучений о борении скверны с ангельской чистотой.

 

… przyczyn rozumu — <…> w owych zbiegach trafów, które, neutralne w zdarzaniu się, nabierają potem, w świetle wstecz skierowanej refleksji, szyderczych znaczeń, skoro kanibalizm okazuje się sojusznikiem umysłowego rozwoju, lodowcowe zagrożenie — przesłanką prakultury, ogryzanie kości — natchnieniem powstania narzędzi, a przejęte jeszcze od ryb i gadów zespolenie narządów rozrodczych z wydalniczymi — szkieletem topograficznym nie tylko erotyki, ale i metafizyk oscylujących pomiędzy skalaniem i anielstwem. Wydobył z zygzaków ewolucji całą jej świetność i nędzę, demonstrując, jak serie losowe stają się w odchyleniach prawem natury.

  Станислав Лем, «Глас Господа», 1968
  •  

… мы не возникли в соответствии с каким-либо внеуставным планом, мы скорее составлены из разновременно сымпровизированных процессуальных фрагментов, как будто бы некто тонущий сначала спасся благодаря встрече с плавающим пнем, а затем потихоньку из разных, временно пригодных, раскиданных волнами частей, после многих неудач и мучений собрал большой корабль. Впрочем, то же самое я могу выразить иначе и проще, сказав, что наша человеческая анатомия и физиология полны разнообразных и, собственно говоря, излишних сложностей, которые, как сказал бы эволюционист, «заморожены». ».

 

… nie powstaliśmy podług jakiegokolwiek przedustawnego planu, że jesteśmy raczej poskładanymi z różnoczasowo zaimprowizowanych procesualnych fragmentów tworami, tak jakby ktoś tonący najpierw uratował się dzięki zetknięciu z pływającym pniem, a potem, po trosze, z rozmaitych, chwilowo przydatnych, miotanych falami części utworzył po wielu niepowodzeniach i mękach wielki statek. To samo mogę zresztą wyrazić inaczej, mówiąc po prostu, że nasza ludzka anatomia i fizjologia roi się od rozmaitych, właściwie zbędnych komplikacji, które, jak by powiedział ewolucjonista, „uległy zamrożeniu”.

  — Станислав Лем, «Статистика космических цивилизаций», 2000
  •  

Не будем же слишком низко ценить христианина; фальшивый до невинности, высоко поднимается над обезьяной; по отношению к христианину знаменитая теория происхождения — только учтивость.[3]:664

  Фридрих Ницше, «Антихристианин»
  •  

Куда мы ни заглянем в доисторические времена, всюду натолкнёмся на человека, как на стадное животное, которое ни в каком случае не могло бы существовать, если бы не обладало инстинктами, обусловливающими совместную жизнь, т.е. сочувствием и известной степенью самоотвержения. Эти инстинкты мы находим даже у обезьян, и если они отсутствуют у пород, наиболее похожих на человека, у орангутана и гиббона, то это в глазах некоторых исследователей служит достаточным доказательством, что эти породы выродились и вымирают. Следовательно, неверно, что человек когда-либо был «одиноко рыскающим животным».

  Макс Нордау, «Фридрих Ницше»
  •  

Закваска рутины так сильна, что многие немцы и англичане находят возможным заниматься даже естественными науками, не переставая быть, по своему миросозерцанию, чисто средневековыми субъектами. От этого выходят презабавные эпизоды. Например, знаменитый английский анатом Ричард Оуэн (прошу не смешивать с социалистом, Робертом Оуэном) упорно не желает видеть в мозгу обезьяны одну особенную штучку (аммониевы рога), потому что существование этой штучки у обезьяны кажется ему оскорбительным для человеческого достоинства.

  Дмитрий Писарев, «Мотивы русской драмы»
  •  

Историзм приводит к тезису: на заре истории человек по своим психическим характеристикам был не только не сходен с современным человеком, но и представлял его противоположность. — противоположно современному консенсусу

  Борис Поршнев, «О начале человеческой истории»
  •  

Всё, чего достигло человечество, было добыто в процессе социальной эволюции. Мошенники и негодяи необходимы для прогресса не меньше, чем дальновидные идеалисты. Они как человеческая совесть, без них не проживёшь.

  Клиффорд Саймак, «Куш», 1956
  •  

Труд сделал из обезьяны человека.

  Фридрих Энгельс, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Устаревшие и спорные[править]

  •  

Раскопки доказывают не только то, что часть индейцев автохтонна, но и то, что всё человечество и все млекопитающие происходят из Южной Америки. Человек вместе с различными представителями животного мира вышел из Патагонии и Африки и, пройдя через Азию, Северную Америку, Панаму, а также через иные, ныне опустившиеся на дно океана континенты, вернулся назад уже в совершенно ином обличье.[4]

  Альберт Фрич, «Приключения охотника в Гран-Чако», 1932 г.

Ироничные[править]

  •  

И скажу вам, братцы: коли учёные не врут, хитра была та первая обезьяна, которой удалось родить человека!

  Александр Амфитеатров, «Морская сказка»
  •  

Орангутанг ли наш Адам?
От обезьян идём ли мы?
Такой вопрос решать не нам:
Решат учёные умы.
В науке неуч и профан,
Спрошу: не больше ль правды в том,
Что вовсе не от обезьян,
А в обезьяны мы идём?

  Пётр Вяземский, «По поводу современного зоологического вопроса»
  •  

Грива, борода, баки и усы очень много значат в иерархической борьбе приматов. Поэтому властители у себя на голове эти признаки преувеличивали, а у подчинённых укорачивали или даже сбривали. Поэтому же обривали пленных и осуждённых, а офицеры не позволяли солдатам отращивать бороды. В наше время выборная власть не нуждается в бороде как средстве утверждения своего ранга. Зато чувствующие себя неуверенно молодые художники, поэты, учёные частенько самоутверждаются с помощью растительности.[2]:226

  Виктор Дольник
  •  

Если вы никогда не верили, что труд может сделать из обезьяны человека, — вы мой читатель.
А вот если вам противна сама мысль о нашем родстве с обезьянами — вы тоже мой читатель, но Неблагосклонный.[2]:6

  — Виктор Дольник
  •  

Мартышкин труд, — сказала обезьяна, став человеком.

  Валентин Домиль
  •  

Неужели всё, что произошло в мире за последнюю тысячу лет, произошло от обезьяны?

  Андрей Кнышев
  •  

Ну, что ещё новенького произошло на этой неделе от обезьяны?

  — Андрей Кнышев
  •  

Только когда первая обезьяна взяла в руки палку, остальные начали трудиться.

  — Андрей Кнышев
  •  

Галактическая эта раса зародилась манером столь же таинственным, сколь непристойным, когда тронула порча все тела небесные и завелись в них сырость склизкая да влага хладная; отсюда и расплодился род бледнотиков, хотя и не вдруг. Сперва что-то там плесневело да ползало, потом выплеснулись эти твари из океана на сушу, взаимным пожиранием пробавляясь. И чем больше друг дружку они пожирали, тем больше их становилось; и наконец, облепивши вязкой своею плотью известковую арматуру, выпрямились они…

 

Ta rasa Galaktyki zrodziła się w sposób tyleż tajemny, co wszeteczny, a to kiedy doszło do ogólnego nadpsucia ciał niebieskich; powstały w nich wówczas opary i odwary mokro-zimne i z nich ulągł się ród bla-dawców, ale nie od razu. Najpierw byli pleśnieniem i pełzaniem, potem przelali się z oceanu na ląd, żyjąc z wzajemnego się pożerania; a im więcej się pożerali, tym więcej ich było, nareszcie wyprostowali się, pozawieszawszy lepką treść swą na wapiennych rusztowaniach,..

  Станислав Лем, «О королевиче Ферриции и королевне Кристалле», 1965
  •  

... мы возникли, способом, о котором не стоит особенно распространяться, ибо Природа употребляет его повсеместно, питая извечную склонность к автоплагиату. Из моря ил, из ила плесень — известная песня, из плесени рыбки, что повылезали на сушу, когда стало им тесно в воде; испробовав тьму всяких штучек, где-то по дороге они озверели, и возникшие таким способом ПЕРВОЗВЕРИ доковыляли до прямохождения, а затем, отравляя друг другу жизнь, до разума, ибо разум заводится от забот, как чесотка от зуда. Иные из первозверей позалезали потом на деревья, когда же деревья высохли, пришлось им в немалом горе слезать обратно, и от этого горя они ещё поумнели — увы, на вероломный манер.
Не стало древес и постной пищи, и вышли они на охоту; и как-то один из них, грызя окорок, заметил, что у него лишь голая кость, а у другого есть ещё мясо, и заехал он тому костью по лбу, и мясо забрал. То был изобретатель дубинки.

 

... powstaliśmy sposobem, nad ktуrym nie warto się rozwodzić. Przyroda stosuje go bowiem powszechnie, mając odwieczną skłonność do autoplagiatуw. Z morza muł, z mułu pleśń, stara to pieśń, z pleśni rybki, co powyłaziły na ląd, gdy im się ciasno w wodzie zrobiło, a wyprybowawszy na suszy moc chwytyw, przyssały się gdzieś po drodze i tak powstałe SSAKI doszły kusztykaniem sprawnych chodyw, a wzajemnym utrudnianiem sobie życia — rozumu, gdyż rozum jest od kłopotуw, jak drapaczka od świądu. Wlazły potem pewne ssaki na drzewa, a gdy drzewa uschły, przyszło im zleźć w niemałej biedzie, i od tej biedy jeszcze zmądrzały — niestety po zdradziecku.
Nie było już drzew ani nic jarskiego, poszły więc na łуw, a raz, obgryzając udziec, jeden spostrzegł, że u niego już goła kość, a u drugiego jeszcze mięso, dał mu więc kością w łeb i zabrał mięso. Był to wynalazca maczugi.

  — Станислав Лем, «Воспитание Цифруши», 1976
  •  

«He руби сук, на котором сидишь» — дарвиновские обезьяны, как видно, не знали этой пословицы.[5]

  Станислав Ежи Лец, «Непричёсанные мысли»
  •  

Некоторым кажется, что они происходят от обезьян, сидевших на дереве познания добра и зла.

  — Станислав Ежи Лец
  •  

Пресловутое недостающее звено между обезьяной и цивилизованным человеком — это как раз мы.[6]

  Конрад Лоренц
  •  

Мои предки были волосатыми низколобыми трупоедами, которые продалбливали черепа и кости гниющей по берегам рек падали, чтобы высосать разлагающийся мозг. Они делали это миллионы лет, пользуясь одинаковыми кремниевыми рубилами, без малейшего понимания, почему и зачем с ними происходит такое — просто по велению инстинкта, примерно как птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Они не брезговали есть и друг друга.
Потом в них вселился сошедший на Землю демон ума и научил их магии слов. Стадо обезьян стало человечеством и начало своё головокружительное восхождение по лестнице языка.

  Виктор Пелевин, «Зенитные кодексы Аль-Эфесби», 2010
  •  

Обезьяна выбилась в люди своим трудом.[6]

  Данил Рудый
  •  

Ладно бы мы действительно произошли от обезьян — а ведь ещё только происходим!

  Катарина Тильман
  •  

Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь ж...,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа.

  А. К. Толстой, «Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме»
  •  

Человек — это выродившаяся двуногая обезьяна.

  Уильям Фолкнер
  •  

Сегодня уже никто не сомневается, что современная обезьяна произошла от человека.
Неясным при этом остаётся только один маленький вопрос:

куда же при этом подевался сам человек?..[7]:53

  Юрий Ханон
  •  

«Человек происходит от обезьяны» — так учил Дарвин… Он не предвидел Победоносцева, иначе ему пришлось бы доказывать, что бывают случаи, когда и обезьяна от человека происходит.[8]

  Саша Чёрный

Промежуточные позиции[править]

  •  

Человек есть продукт направленной эволюции Вселенной, имеющей своей целью самопостижение.

  Борис Кригер
  •  

Я думаю что человек произошёл от обезьяны я не думаю что человек произошёл от обезьяны я не думаю что человек произошёл не от обезьяны я думаю что не человек произошёл не от обезьяны...

  Константин Кедров, «Утверждение отрицания»

Антинаучная и креационистская позиции[править]

  •  

Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим.[9].

  Алексий II, 2007
  •  

Вы так уверены, что произошли от обезьяны, словно сами видели эту обезьяну.

  — телефильм «Семнадцать мгновений весны», 1973 (Пастор Шлагг)

Карикатуры[править]

После выхода книги Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) появились подобные карикатуры на него и антропогенез согласно дарвинизму[10], который уже тогда опирался на обширный фактический материал многих биологов.

«Почтенный оранг-утан» (A Venerable Orang-outang) , сатирический журнал The Hornet, 1871
Фаустин Бетбедер, «Проф. Дарвин» (Prof. Darwin), The London Sketch-Book, 1874[11]
  • Описание ещё одной карикатуры: обезьяна приходит в общество защиты животных с жалобой на Дарвина и говорит с плачем, указывая на него: «Этот человек объявил себя моим потомком. Он претендует на моё наследство...»[1]

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1 2 3 Гексли, Дарвин (споры о предках человека) // Г.Н. Матюшин. Археологический словарь. — М.: Просвещение, 1996.
  2. 1 2 3 4 Виктор Дольник Непослушное дитя биосферы. — издание третье, дополненное. — СПб.: Паритет, 2010. — 320 с. — 5500 экз. — ISBN 5-901609-05-0
  3. Фридрих Ницше, сочинения в двух томах том второй. — М.: «Мысль», 1990. — 832 с.
  4. Милослав Стингл, «Индейцы без томагавков». ― Москва, «Издательство: Прогресс», 1984 г.
  5. Лец С. Е. Непричёсанные мысли / Сост., пер., послесл. М. П. Мальков — СПб.: Академ. проект, 1999. — 173 с.
  6. 1 2 Большая книга афоризмов (изд. 9-е, исправленное) / составитель К. В. Душенко — М.: изд-во «Эксмо», 2008.
  7. Юрий Ханон «Альфонс, которого не было». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-87417-421-7
  8. Саша Чёрный, «Деликатные мысли (1908-1908)»
  9. Алексий II: недопустимо навязывать школьникам дарвиновскую теорию // РИА-Новости, 29.01.2007.
  10. Основные выводы эволюционного антропогенеза общеприняты в современной науке.
  11. Скан листа с рисунком на stillmanbooks.com
  12. Переводы М. А. Кузьмина; Ю. Корнеева; «мартышка всех приличий модных» у П. И. Вейнберга.
  13. 1 2 комедии Шекспира
  14. Законченная мысль в стихотворном переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник: «... уж много поколений от первого их предка.» (... some four or five descents since the first father wore it:..)