Либерал (Салтыков-Щедрин): различия между версиями

Материал из Викицитатника
[досмотренная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
в закромах
 
мНет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Навигация
|Викитека=Либерал (Салтыков-Щедрин)
|Тема=Либерал}}
'''«Либерал»''' — [[Сказки (Салтыков-Щедрин)|сатирическая сказка]] [[Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин|Михаила Салтыкова-Щедрина]] 1885 года.
'''«Либерал»''' — [[Сказки (Салтыков-Щедрин)|сатирическая сказка]] [[Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин|Михаила Салтыкова-Щедрина]] 1885 года.



Версия от 07:30, 26 декабря 2013

«Либерал»сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина 1885 года.

Цитаты

  •  

В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во всё горло гаркает: «Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился, а, напротив, все говорили: «Пускай предупреждает — нам же лучше!»

  •  

Что такое свобода? обеспеченность? самодеятельность? Всё это отвлеченные термины, которые следует наполнить несомненно осязательным содержанием, чтобы в результате вышло общественное цветение. Термины эти, в своей общности, могут воспитывать общество, могут возвышать уровень его верований и надежд, но блага осязаемого, разливающего непосредственное ощущение довольства, принести не могут. Чтобы достичь этого блага, чтобы сделать идеал общедоступным, необходимо разменять его на мелочи и уже в этом виде применять к исцелению недугов, удручающих человечество. Вот тут-то, при размене на мелочи, и вырабатывается само собой это выражение: «по возможности»[1], которое, из двух приходящих в соприкосновение сторон, одну заставляет в известной степени отказаться от замкнутости, а другую — в значительной степени сократить свои требования.

  •  

И прежде всего, разумеется, обратился к сведущим людям.
— Свобода — ведь, кажется, тут ничего предосудительного нет?— спросил он их.
— Не только не предосудительно, но и весьма похвально,— ответили сведущие люди, — ведь это только клевещут на нас, будто бы мы не желаем свободы; в действительности мы только об ней и печалимся… Но, разумеется, в пределах…
— Гм… «в пределах»… понимаю!

  •  

Сам либерал хорошо понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка савраса без узды — он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь! А с уздою — святое дело! Идёт саврас и оглядывается: а ну-тко я тебя, саврас, кнутом шарахну… вот так!

  •  

... загребаешь ты чересчур широко, — отвечали сведущие люди. — А народ у нас между тем слабый, расподлеющий. Ты к нему с добром, а он норовит тебя же в ложке утопить. Большую надо сноровку иметь, чтобы с этим народом в чистоте себя сохранить!
— Помилуйте! что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва «по возможности» действовал, потом на «хоть что-нибудь» съехал — неужто можно и ещё дальше под гору идти?
— Разумеется, можно. Не хочешь ли, например, «применительно к подлости» [1]? <…> Значит, идеалами-то не превозносись, а по нашему масштабу их сократи, да применительно и действуй. А потом, может быть, и мы, коли пользу увидим… Мы, брат, тоже травленые волки, прожектёров-то видели! Намеднись генерал Крокодилов вот этак же к нам отъявился: «Господа, говорит, мой идеал — кутузка! пожалуйте!» Мы сдуру-то поверили, а теперь и сидим у него под ключом.

Примечания

  1. 1 2 Выражения «по возможности» и «применительно к подлости» стали крылатыми.