Технологическая эволюция: различия между версиями

Материал из Викицитатника
[досмотренная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Новая страница: «'''Техноэволюция''' — исторический процесс развития техники и технология|техн…»
 
мНет описания правки
Строка 24: Строка 24:
[[Категория:Тематические статьи по алфавиту]]
[[Категория:Тематические статьи по алфавиту]]
[[Категория:Техника]]
[[Категория:Техника]]
[[Категория:Технология]]

Версия от 08:43, 26 декабря 2014

Техноэволюция — исторический процесс развития техники и технологии.

Цитаты

  •  

Техноэволюция есть наука об общих законах развития техники и технологии и о принципах создания изделий и их сообществ. Направляющим техноэволюцию элементарным фактором является информационный отбор, действие которого векторизовано.[1]

  Борис Кудрин
  •  

Под техноэволюцией мы понимаем приводящий к иерархии форм и сущностей, обеспечивающей векторизованную направленность на непрерывное усложнение, процесс развития технической реальности, сопровождающийся количественными и качественными изменениями и реализующийся в условиях информационного отбора в результате взаимодействия противоположных тенденций, одна из которых ведёт к получению новых, а другая — к закреплению существующих эволюционно полезных признаков технических изделий.[2][3]

  — В. И. Гнатюк

Станислав Лем

  •  

Техноэволюция несёт больше зла, чем добра; человек оказывается заложником того, что он сам же создал, превращается в существо, которое по мере увеличения своих знаний все меньше может распоряжаться своей судьбой.

  — «Summa Technologiae», гл. 2 (Различия, 4), 1963, 1967
  •  

Попытка постичь праистоки технологии — занятие, способное привести в отчаяние, путешествие в глубь истории, которая лишь регистрирует факты, но не объясняет их причин. <…> огромно древо техноэволюции, корни которого уходят, видимо, в последний ледниковый период, а крона теряется в грядущих тысячелетиях,..

 

Dociekanie, z takim zamiarem, praźrуdeł technologii jest zajęciem dosyć rozpaczliwym, wędrуwką w głąb historii, ktуra notują tylko fakty, ale nie wyjaśnia ich przyczyn. <…> olbrzymie drzewo ewolucji technologicznej, ktуrego korzenie sięgają bodaj ostatniego zlodowacenia, a korona zanurzona jest w nadchodzących tysiącleciach,..

  — «Summa Technologiae», гл. 2 (Первопричина)
  •  

Техноэволюция не является синтетическим заменителем правосудия, тем заменителем, который без промедления карает дурных и вознаграждает хороших, однако в большом временном масштабе, в масштабе всего исторического процесса в целом тенденции её развития выступают именно в такой форме. Усиливающийся процесс технической и информационной интеграции цивилизации всего земного шара позволяет нам со всё большим основанием рассматривать наши проблемы в глобальном масштабе. При этом путь, этически правильный в чисто гуманистическом понимании, оказывается также и рациональным, ибо он согласуется с объективными тенденциями развития. Всякий иной путь обрекает избравший его общественный строй — раньше или позже — на уничтожение. И именно эти теоретические соображения — а не просто благие пожелания или добрые намерения — позволяют смотреть в будущее человечества с обоснованным оптимизмом.

  — «Summa Technologiae», Заключение (1)
  •  

… <сегодня> мы наблюдаем как раз ускорение техноэволюционного темпа, который придаёт вес чисто инструментальным расчётам, поскольку всё более явно превращает цивилизацию в энерго-информационную машину, чьё равновесие в целом во всё большей степени зависит от равновесия в отдельных точках.

 

... obserwujemy właśnie przyspieszęnie tempa technoewolucyjnego, które powiększa wagę czysto instrumentalnych rachunków, albowiem coraz wyraźniej czyni z cywilizacji — maszynę energetyczno–informacyjną, której całościowa równowaga jest w coraz większym stopniu zawisła od lokalnych stanów równowagi.

  — «Этика технологии и технология этики», II (27), 1967
  •  

Техноэволюция не всегда развивается только в благоприятном для жизни человека направлении. Она может навредить, так как ведёт к постоянному усилению индивидуальной и социальной зависимости от надёжности функционирования технологической аппаратуры, поддерживающей искусственную окружающую среду. Чем заботливее опекает нас техника, тем больше забот требует. И оптимальная работа техники, и её постоянный ремонт, модернизация и усовершенствование становятся центральными инструментальными ценностями технологически ориентированной цивилизации. Чем глубже погружается культура в русло такого эволюционного развития, тем в большей степени она подвержена воздействию всего того, хорошего и плохого, что несёт в себе подобная эволюция. А для прогресса в этом направлении характерно то, что он определённо коррелирует с постоянным усложнением всех составляющих структур: энергетических, производственных, информационных и т. п. Следовательно, с течением времени тем, кто живёт в искусственно созданной среде, оказывается всё труднее ориентироваться в техническом оснащении и в логике поведения той же среды. С позиций комфортности ситуация кажется вполне приемлемой, но с точки зрения интеллектуальной суверенности человека она весьма сомнительна, потому что происходит переход на тот уровень, когда цивилизация — как структурное целое — превращается в настолько громоздкую сумму знаний и опыта, что ни один индивидуальный интеллект не в состоянии её ассимилировать. Фактически в фикцию превращается управление на основе демократических принципов в условиях функционирования такой сложной структуры, что только специалист ещё как-то сможет сориентироваться в последствиях манипулирования её фрагментами.

  — «Фантастика и футурология», книга 1, III. Структура литературного творчества (Вступление), 1970, 1972
  •  

Техноэволюция, отпущенная на свободу, агрессивна: вначале появляется табакерка для носа, а вскоре оказывается, что для более совершенной — автоматической — табакерки лучше подошел бы не человеческий, а уже какой-то другой нос[4], тоже наверняка «автоматический», но поскольку мы не кролики, зачарованные глазами змеи, постольку нет никаких причин, которые заставили бы техноэволюцию играть по отношению к нам именно роль такого «очарователя», а мы должны были бы позволить ей взять нас за горло. Отсюда необходимость решительного обращения к имманентности культурных ценностей (и отсюда же кризис, вызванный тем, что техноэволюция, заменяющая ценности на удобства, есть не что иное, как короед, подтачивающий и разрушающий культуру).

  — «Фантастика и футурология», книга 2, IX. Утопия и футурология (От фантастической философии к историософической фантастике. Борхес и Стэплдон)

Примечания

  1. Половинкин, А. И. Техноэволюция и техноценозы.
  2. Гнатюк, В. И. Лекции о технике, техноценозах и техноэволюции. — Калининград: КВИ ФПС РФ, 1999. — 84 с.
  3. 1.3. Техноэволюция и технический прогресс // Гнатюк, В. И. Закон оптимального построения техноценозов: Монография / В. И. Гнатюк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во КИЦ «Техноценоз», 2014. — 475 с.
  4. «Не нос для табакерки, а табакерка для носа» — польская поговорка.