Иван Антонович Ефремов: различия между версиями

Материал из Викицитатника
[непроверенная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
→‎Цитаты: Добавлено содержимое
Метки: мобил. мобил.: сайт
м подстановка из Викиданных
Строка 1: Строка 1:
{{Персоналия
{{Персоналия}}
|wikipedia=Ефремов, Иван Антонович
}}
'''Иван Антонович Ефремов''' (1908—1972) — советский учёный-палеонтолог, создатель науки тафономии, писатель-фантаст, философ-космист и гуманист, общественный мыслитель.
'''Иван Антонович Ефремов''' (1908—1972) — советский учёный-палеонтолог, создатель науки тафономии, писатель-фантаст, философ-космист и гуманист, общественный мыслитель.



Версия от 12:32, 16 декабря 2021

Иван Антонович Ефремов
Статья в Википедии
Медиафайлы на Викискладе

Иван Антонович Ефремов (1908—1972) — советский учёный-палеонтолог, создатель науки тафономии, писатель-фантаст, философ-космист и гуманист, общественный мыслитель.

Цитаты

  • Перед человечеством, объединившим колоссальные массы людей, стоял реальный выбор: или подчинить себя общественной дисциплине, долгому воспитанию и обучению, или погибнуть – других путей для того, чтобы прожить на нашей планете, хотя ее природа довольно щедра, нет!

Иван Ефремов "Туманность Андромеды" глава девять, Школа третьего цикла.

  • Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному... Если человечество не поймет этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о которых мир еще не слыхивал... Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете.
  • Мы можем верно предсказать действительно всё, если только удастся достаточно чётко сформулировать параметры события внутри общих параметров физической вселенной. Наподобие того, как из снежной глыбы мы можем вырубить любую фигуру — от куба до Афродиты[1].

Из произведений

Алмазная труба (1944)

  •  

Наступили жаркие дни. Солнце поливало тяжёлым, густым зноем мягкую, мшистую поверхность болот. Его свет казался мутным от влажных испарений перегнившего мха. Резкий запах багульника походил на запах перебродившего пряного вина. Зной не обманывал: обострённые длительным общением с природой чувства угадывали приближение короткой северной осени. Едва уловимый отпечаток её лежал на всём: на слегка побуревшей хвое лиственниц, горестно опущенных ветках берёз и рябин, шляпках древесных грибов, потерявших свою бархатистую свежесть… Комары почти исчезли.[2]

На краю Ойкумены (1946)

  •  

Прошептав несколько молитвенных слов своему покровителю и праотцу Гипериону, юноша пошёл сквозь чащу прямо на голоса. В чаще было душно, резкий ароматический запах стеснял и без того затаённое дыхание. Осторожно обходя высокие кусты с огромными колючками, пробираясь между стволами земляничного дерева с его тончайшей светлой и гладкой корой, Пандион приблизился к группе миртовых деревьев, стеной преграждавших ему дорогу. Среди плотной листвы висели гроздья белоснежных цветов. На миг перед Пандионом возник облик Тессы ― миртовое дерево на его родине посвящено было девичьей юности.[3]

Лезвие бритвы (1959—1963)

  • Большинство людей не понимает, что великое многообразие и красочность мира будут служить им крепчайшей душевной поддержкой на протяжении всей жизни.
  • Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех ее видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки!

Таис Афинская

  •  

Женщины знают как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу. Таково древнее противоречие, оно неразрешимо.


  •  

Надо опорочить прежнее чтобы утвердить новое. Таковы, к сожалению, люди…


  •  

Под звездами не рыдают — под ними живут.


  •  

Действие и слово едины, как говорят мудрецы.

Туманность Андромеды

  •  

Я не отдам своего богатства чувств, как бы они ни заставляли меня страдать. Страдание, если оно не выше сил, ведет к пониманию, понимание — к любви — так замыкается круг.

  •  

красота — это инстинктивно воспринимаемая целесообразность строения, приспособления к определённому назначению

  •  

пространство есть функция гравитации

  •  

Основная деятельность животной жизни: убивая — пожирать и пожирая — убивать, при соприкосновении животных разных миров проявлялась с удручающе обнажённой жестокостью

  •  

Мудрость — это сочетание знания и чувств

Час Быка

  •  

Опять перед нами, как тысячи раз прежде, стоит все тот же вопрос: вмешательства — невмешательства в процессы развития, или, как говорили прежде, судьбу, отдельных людей, народов, планет. Преступны навязанные силой готовые рецепты, но не менее преступно хладнокровное наблюдение над страданиями миллионов живых существ — животных ли, людей ли. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебания и совести вмешивается во всё. В индивидуальные судьбы, в исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи, которая в огромном большинстве случаев оказывается порождением недалёкого ума и больной воли параноика. — глава III

Источники

  1. https://un-sci.com/ru/2019/06/30/ivan-efremov-predvideniya-i-predskazaniya/
  2. Иван Ефремов, «Алмазная труба». — М.: Детгиз, 1954 г.
  3. Иван Ефремов, Собрание сочинений: В пяти томах. Том 5. Книга 1. — М.: Молодая гвардия, 1989 г.