«Гардемари́ны — III» — заключительный фильм трилогии о гардемаринах, продолжение фильмов «Гардемарины, вперёд!» и «Виват, гардемарины!». Премьера состоялась в 1992 году. Российская империя, 1757 год. В разгар войны России и Пруссии история закручивается вокруг известных нам героев. Алексей Корсак по случайности подбирает в море тяжелораненого человека, который на самом деле является прусским шпионом. Бестужев посылает Никиту Оленева и Павла Горина в Венецию на встречу с Корсаком, дабы убедиться, что тот не предатель.
Алексей Бестужев: Были же у вас, в Навигацкой школе лихие гардемарины? Никита Оленев: Там плохих не держали. Алексей Бестужев: Ну, так… Никита Оленев: Например, гвардии сержант Павел Горин. Алексей Бестужев: Что, в тридцать лет и всё сержант? А поумней никого нет? Никита Оленев: Горин умён, отважен. Но скатился вниз после, м-м-м-м… Алексей Бестужев: Что? Скандалы, пьянки, бабы? Никита Оленев: Зачем уж так? Дуэли. Шампанское. Прекрасные женщины. Алексей Бестужев: Годится.
Алексей Бестужев: Ваше Величество! Матушка! Неужто Вы поверили ей [Фике]? Сами же говорили: надо раздавить гадину! Императрица Елизавета: А кому престол оставлю? Петрушка — дурак дураком. Павел Петрович — младенец. А у Катьки, что ни говори, характер есть и голова на плечах. Алексей Бестужев: А как же с Апраксиным? Императрица Елизавета: Пиши приказ: выступать немедленно. Хватит Фридриху Европу терзать. Разбить в пух и прах. А Берлин подать мне на шпаге.
Фельдмаршал Апраксин: [адъютанту] Дай-ка мне, голубчик, вчерашнюю депешу, что голубиной почтой доставлена. [читает] «Совет для Ганнибала: побереги хлебало! Пётр.» Их Высочеству не откажешь в предусмотрительности. Попади эта записка к Бестужеву — он бы обратил всё в шутку. А перевод сей эпистолы прост: «Не лезь на рожон». Обереги нас Господь выиграть у Фридриха баталию. Адъютант: Так мы вроде и не лезем. Как бы Фридрих сам не полез. Внезапность — его стратегия. Фельдмаршал Апраксин: А вот государыня требуют битвы и победы. Я сейчас как витязь из русской сказки: направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам жив не будешь. Адъютант: А если прямо пойти? Фельдмаршал Апраксин: Русский витязь прямо не ходит. [пауза] А может, лучше поберечь хлебало?
Солдатиков жалко. Эк же споро стреляют рекруты Фридриха!
— Фельдмаршал Апраксин
Генерал Денисов: Ваша светлость! Кавалерия к бою готова. Противник обнажил левый фланг, самое время ударить. Фельдмаршал Апраксин: Типун тебе на язык! Пехоту уложим — других мужичков наберём, Россия большая. А кавалерия, брат, — лошади денег стоят. Расстроил ты меня, братец! Генерал Денисов: Ваша светлость!.. Фельдмаршал Апраксин: Не своевольничай!
Алексей Корсак: Да как ты смеешь?! Я своему Отечеству служу — верой и правдой! Барон фон Брокдорф: А я — своему! Хоть оно такое маленькое, мне не жаль отдать за него свою жизнь!
Алексей Корсак: Ну, вот и всё! Барон фон Брокдорф: [упав] Вы знаете все раны на моём теле… Вам осталось нанести последнюю… смертельную… Ваша взяла, капитан… Алексей Корсак: Да пошёл ты!.. Кому ты теперь нужен…