Кристофер Вольфганг Александер (англ.Christopher Wolfgang Alexander; род. 04 октября 1936, Вена, Австрия) — архитектор и дизайнер, создатель более 200 архитектурных проектов в Калифорнии, Японии, Мексике и в других частях мира. Создал и внедрял на практике (в сотрудничестве с Сарой Исикава и Мюреем Сильверштейном) «язык шаблонов» в архитектуре.
Каждый паттерн описывает проблему, которая встречается снова и снова в нашем окружении, и затем описывает суть решения этой проблемы, так, что вы можете использовать это решение миллион раз, никогда не делая это дважды одинаковым образом.
Each pattern describes a problem which occurs over and over again in our environment, and then describes the core of the solution to that problem, in such a way that you can use this solution a million times over, without ever doing it the same way twice.
— «Язык шаблонов», (1977)
В фантастических снах человек высвобождает свои внутренние силы, которые просто не могут быть порождены обычными событиями; большому городу тоже необходимы такие сны.
В обычных ситуациях развлечения, существующие в современном мире, либо полезны для здоровья и безобидны (кино, телевизор, катание на велосипеде, игра в теннис, полеты на вертолете, пешие прогулки, посещение футбольных матчей), либо абсолютно вредны и разрушительны для общества (употребление наркотиков, бесшабашная езда, групповое насилие).
Однако у человека существует глубокая потребность выплеснуть наружу дикие эмоции, воплотить собственные подсознательные процессы, но так, чтобы это не несло в себе общественной опасности. Короче говоря, существует потребность в санкционированных общественностью действиях, которые являются для социума равноценным материальным эквивалентом ночных видений.
— «Язык шаблонов», (1977)
В западной цивилизации в последние триста-четыреста лет ближайшими наиболее доступными местами, где открыто признавалось существование скрытой в глубине человека энергии, были цирки, ярмарки и карнавалы. В средние века сама рыночная площадь во многом была тем местом, где царила такая атмосфера.
Сегодня такая возможность в целом утрачена. Цирки и карнавалы находятся в упадке. Но потребность продолжает существовать. В районе залива Сан-Франциско с этой целью ежегодно проводится Ренессансная ярмарка, но этого недостаточно по причине ее слишком очевидной благопристойности. Нам представляется нечто большее, включающее в себя уличный театр, клоунов, потешные игры на улицах, площадях и в домах; во время карнавальных недель люди могут буквально жить в карнавальной атмосфере: простая еда и кров предоставляются бесплатно, толпы людей перемешиваются днем и ночью, актеры смешиваются с толпой и, хотите вы этого или нет, вовлекают вас в игру, исход которой нельзя предугадать; идет борьба — двое лупят друг друга мешками на скользком бревне на виду у сотен зевак; все перемешано в духе Феллини — клоуны, смерть, сумасшедшие.
— «Язык шаблонов», (1977)
Зачастую центром внимания в комнате является телевизор, но он всего лишь слабая замена тому живому и мерцающему, что должно быть в комнате. Потребность в огне почти столь же насущна, как потребность в воде. Огонь задевает в людях эмоциональное начало, как и деревья, другие люди, дом, небо.