Иван Иванович Мартынов

Материал из Викицитатника

Ива́н Ива́нович Марты́нов (1771—1833) — русский филолог и ботаник. Член Российской академии (1807), издатель литературного журнала «Муза».

Цитаты[править]

  •  

Поле дарованиям открыто повсюду. Быть может, и в нашем отечестве таится где-либо талант, которому стоит только указать путь, и подкрепить его вниманием Правительства, чтобы начертание приведено было в исполнение[1].

  •  

Никакая Метода не бывает без неудобств, которые, при небольшом даже учении, вскоре исчезают[2].

О Карле Линнее[править]

  •  

В царстве прозябаемом [то есть в растительном царстве] три Систематика: Турнефорт, Линней и Жюсьё, сияют как три великие светила. Прочие более или менее озаряют таинства Природы, заимствуя свет свой от лучей сих Гениев. Усиливающиеся же блистать одним светом собственным, и сами ходят во мраке, и других в оный погружают. Желающему заниматься Ботаникою, необходимо нужно иметь понятие о Системах всех сих трёх Писателей; без сего не может он видеть, так сказать, зачатия методического познания сего царства, возрастания, усовершения сих Систем, уклонений от оных, уклонений полезных или вредных наук, дополнений новыми открытиями, и разных затей мелких умов, каковых как везде, так наипаче в сей науке довольно размножилось[3].

  •  

Одарённый от природы всеми талантами, потребными для произведения переворота в Ботанике; одушевляемый деятельным умом, не позволяющим себе никакого покоя, когда ему остаётся что-либо увидеть или открыть, сокращая труд разыскания тем быстрым и точным взором, который всегда представляет предмет под надлежащею точкою зрения, Линней, дознав из многих опытов, что тычинки (stamina) и пестики (pistilla) были истинными, едиными половыми органами растений, с выгодою воспользовался признаками сих двух органов для создания остроумной Системы, в коей все прозябаемые [то есть растения] сами, так сказать, ставятся на приличное им место[4].

  •  

Линней издал весьма много сочинений, почти все на латинском языке, коими имя его жить будет дотоле, доколе будут упражняться в естественной истории. Не многие физики [под физикой в то время понимали комплексную науку, соответствующую современным физике, химии и биологии] с таким тщанием, как он, следовали на природою в малейших её подробностях и учинили столько долговременных и трудных наблюдений[5].

Примечания[править]

  1. Мартынов, 1821, Предисловие, с. II
  2. Мартынов, 1821, Линней, с. 72
  3. Мартынов, 1821, Предисловие, с. I
  4. Мартынов, 1821, Линней, с. 66
  5. Мартынов, 1821, Линней, с. 67

Литература[править]