Перейти к содержанию

Ярослав Гашек — журналист

Материал из Викицитатника

«Ярослав Гашек — журналист» — биография Зденека Горжени.

Цитаты

[править]
  •  

Неоспоримым фактом гашековской судьбы остаётся то, что участие в революции, хоть оно и «отвлекло» гениального прозаика от литературы, по праву принадлежит к самым звёздным дням его жизни и творчества. <…> Влияние именно этих лет на «дозревание» бравого солдата Швейка сегодня вне дискуссий. Ибо только после своих практических красноармейских университетов мог Ярослав Гашек высказать такое проникновенное, страстное осуждение империалистической войны, какое он высказал в первой части своего гениального в романа о бравом солдате Швейке... — Ярослав Гашек — журналист?

  •  

Ещё перед войной своим верноподданническим усердием Швейк помогал подрывать устои Австро-Венгрии, хотя и несмело, так сказать в рамках закона. — Второе рождение бравого солдата Швейка

  •  

Нет сомнения, что Гашек написал «Бравого солдата Швейка в плену», как говорится, «по социальному заказу», ради конкретных нужд конкретного времени, тех целей, которые определяли его политическую и организаторскую деятельность, ради успеха вооруженного антиавстрийского сопротивления. <…>
Именно поэтому он мобилизовал на войну Швейка. <…> Это был суд над австрийским бюрократическим молохом, загнивающим, дегенерирующим, находящимся в агонии.
Суд над империалистической войной состоялся позднее — в «Похождениях бравого солдата Швейка». — там же

  •  

Публицистика Гашека того времени невелика по своему объёму и представляет только часть его деятельности в революционной России. Однако она кажется нам значительной прежде всего потому, что каждая её строка подкреплена личным участием Гашека в революционной борьбе… — Издатель и редактор немецко-венгерской газеты «Штурм-Рогам»

  •  

Роман разоблачает милитаризм, несправедливую, агрессивную войну. Империализм в нём не только подвергнут осмеянию, но и вызывает презрение. Писатель подчёркнуто выпячивает его уродства, срывает с него фарисейскую маску.
Это завещание Гашека-гуманиста направлено против уродливых и чудовищных сил милитаризма, за мир, избавленный от лицемерного мещанства и клерикального мракобесия. Именно этой борьбе он отдал без остатка весь свой замечательный талант.
Огромная, масштабная и всесторонняя журналистская деятельность этого великана чехословацкой и мировой литературы стала постоянно живым и актуальным примером для сегодняшней прогрессивной, революционной социалистической журналистики. Примером активного участия в общественной жизни и борьбе своего времени, бескорыстной службы социальному прогрессу.
Стремление Гашека быстро реагировать на события дня, доходчиво, убедительно, аргументированно отвечать на вопросы, которые ставит перед общественностью время, — неотделимая часть этого завещания, этого примера.
Ярослав Гашек никогда не занимал осторожной, выжидательной, а тем более нейтральной позиции. Лёд равнодушия не остужал его сердца. Он вмешивался в бой увлеченно и яростно, отдаваясь ему полностью и без остатка, ибо всегда знал, на чьей стороне и за что он воюет. Его произведения — литературные и публицистические — и сегодня сражаются на нашей стороне баррикад. — Сражение за Ярослава Гашека; конец книги

О книге

[править]
  •  

Различные, иногда прямо противоположные оценки и характеристики Гашека и его творчества нередко возникают потому, что в основу берётся лишь какой-то один этап его жизни, а вывод делается о человеке и писателе в целом. <…>
Зд. Горжени счастливо избежал такой односторонности в оценке творчества Гашека. Он рассматривает его публицистику не в статике, а в развитии, отражающем эволюцию самого писателя, его политический и духовный рост и рост его профессионального мастерства. <…>
Автору удалось объяснить некоторые очень сложные моменты из послевоенного бытия Гашека <…>.
Творческий облик Гашека-журналиста <…> получил в книге Зд. Горжени интересное и полное раскрытие. Приблизив к нам горячую, всегда актуальную публицистику Гашека, автор расширил и углубил наше представление о нем, помог понять величие писателя, сумевшего в своём творчестве действительно преодолеть границу между прошлым и будущим.

  — Софья Востокова, предисловие, 1983

Литература

[править]

З. Горжени. Ярослав Гашек — журналист / перевод Г. Устинова. — М.: Радуга, 1983. — 293 с.