Домовёнок Кузя — цикл советских короткометражных анимационных фильмов по мотивам сказок Татьяны Александровой. В нём рассказывается о домовёнке Кузе, который поселился в городской квартире в семье девочки Наташи. Мультфильм создан студией «Экран».
Мама Наташи: Наташа! Закрой двери, я скоро вернусь. Наташа: Ладно. Мама Наташи: Подмети пока. Наташа: [подметая и напевая песенку-«искалочку»]
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть!
Только где же этот кто-то,
И куда он мог залезть?..
Кузя [Наташе]: Ты меня не видела, и я тебя не видел. Наташа: Почему? Кузя: Нам показываться не положено. Отвернись! [Наташа оборачивается, Кузя мечется по квартире] Вот беда-беда, огорчение, где тут спрячешься?! Подпола нет, чуланчика нет, щёлки нет, норки нет… [зовёт Нафаню] Нафаня: Ого-го-го-ууу! Ку-зя! Наташа: Вас Кузьмой зовут? Кузя: Кузькой. Можно Кузенькой. Я маленький ещё, семь веков всего, восьмой пошёл. Наташа: Семь лет? Как мне? Кузя: Это у вас годами считают, а у нас веками. В каждом веке — сто лет. Наташа: Ой! Вы пещерный человек! Кузя: Вот тетёха, недотёпа непонятливая. Я не пещерный. Я — домовой! Наташа: Домовой?.. Кузя: Да. Только теперь я бездомный домовой… Ох, беда, беда, огорчение! Ну, негде голову приклонить! Наташа: Не расстраивайся, Кузенька! Живи у нас! Кузя: Э… А ты меня не выдашь? Наташа: Не выдам. Кузя: Ладно. Работать буду по совести. За хозяйство не бойся. Конюшня есть? Наташа: Нет. Кузя: Это жаль. Родители есть? Наташа: Есть. Кузя: Присмотрю за ними.
Кузя: [пригласил Наташу в шкаф под мойкой] Гляди, какая красота! Жильё как раз для меня! Во! И гости поместятся, если по одному. А что он внутри белый, так мы его украсим. [открывает волшебный сундучок] Сначала здесь весна будет. [на деревьях появились жёлтые цветочки] Потом лето — бабочки летают! [летят жёлтые бабочки] Потом осень… [падают жёлтые листья] А там постепенно доживём до зимы.
Кузя: [замечает мусор] Ой! Что это?! Зачем это? Испортить такую красоту — глупости какие! [бросает ведро] Вот так! Наташа: А куда же мусор девать? Кузя: Давай сюда! [выбрасывает мусор из окна] Вот так! Наташа: Ой, прямо дяденьке на шляпу… Кузя: Ну и что? Отряхнулся — и пошёл себе дальше! Мама Наташи: Наташа! Уже мусор вынесла? Умница, дочка!
Наташа: Кузя? Кузя: Ау! Наташа: Кузенька! Кузя: Аюшки? Наташа: Ой, ты куда спрятался? Кузя: [смеётся] Если я скажу «холодно», значит там меня нет. А если я скажу «тепло», там я и есть. Холодно, холодно. [Наташа выглядывает в окно] Мороз не велик, а стоять не велит! [Наташа ищет Кузю по всей квартире, затем возвращается к плите] Сосульки тают… Теплее!.. Ещё теплее!.. Обожжёшься, сгоришь! Наташа: Ой! Это ты сгоришь! Надо же, в духовку забрался! Горе ты моё! Кузя: Пусти меня! Я здесь жить буду. Такое место хорошее, тёпленькое! Наташа: Не для тебя это место, а вот для чего! [ставит в духовку утку] Мама Наташи: Наташа! Уже поставила утку в духовку? Умница, дочка!
Наташа: [достала метлу и стучит по батарее] У-У!!! У-У-У! Нафаня! Кузя не у вас?! Кузя: [пугает] О-хо-хо-хо! [вымазался в краске, Наташа хохочет] Ну чего, чего ты смеёшься?! Наташа: Ты зелёный, как лягушка! [продолжает смеяться] Кузя: Спасибо этому дому, пойду к другому! Наташа: Кузя, ты куда? Кузя: Нафаня! Наташа: Кузенька! Не уходи! Кузя: А кому я здесь нужен?! Наташа: Мне нужен. Я тебя полюбила! Кузя: Хо-хо-хо. А ты… ты сказки знаешь? Сперва молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и люби! Наташа: Нет у нас баньки… Кузя: Да? Не хозяин, кто своего хозяйства не знает! [заходит в ванную] А это что? Наташа: Так ведь это ванна, а не банька. Кузя: А всё равно, всё едино. [залез в раковину] Ну, что ж ты меня не паришь?! Наташа: Ну, рубашку снимай… Кузя: Ещё чего! Так парь! Сразу и сам отмоюсь, и одёжа отстирается. Ну, горячей, горячей, хозяюшка! Наддай парку! Попарим молодые косточки!
Наташа: Ну-ка, полюбуйся на себя. Кузя: Ой, кто-это? [смеётся] Вымытый! Вылитый жених! Наташа: Глупости. Ты очень симпатичный домовёночек. [сажает его на подоконник] Кузя: А знаешь, я к тебе уже совсем привык. Собирай на стол! Наташа: Ой! Я сейчас, Кузенька!
Наташа: [увидела, что Кузя пропал и открывает холодильник] Ой, ты зачем… в холодильник… Кузя: А жить где-нибудь надо? Заходи! Гостем будешь. Наташа: Простудишься после бани! Кузя: Ну и что? Зато наемся раз и навсегда, как верблюд. Наташа: Да здесь тебя сразу найдут! [вытаскивает Кузю из холодильника] Кузя: Пусти, пусти! Сытый голодному не товарищ! Наташа: Глупенький, я тебя спрячу.
Кузя: [в комнате Наташи] О-о! Хорошая горница. Твоя, что ли? Наташа: Моя. Сейчас будет угощение. Сейчас! [приносит торт] Угощайся! Видишь, какие цветочки? Кузя: Это я не ем, я не козёл… Наташа: Ну причём тут козёл? Ты только попробуй! Кузя: [пробует торт] Ты сама печёшь или кто помогает? Наташа: Что ты. Я не умею. Кузя: Это… это очень просто. Я тебя научу. [поют песню «Так и эдак»] Кузя: Если внутрь кладут творог,
Получается пирог,
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут... Вместе: Так и эдак хорошо,
Так и эдак вкусно!
Получается пирог! Кузя: Приходи сосед к соседу,
На весёлую беседу.
Где друзья, там и я, Наташа: А где я, там и друзья! Вместе: Так и эдак хорошо,
Так и эдак вместе!
А где я, там и друзья!
Мама Наташи: Наташа! Наташа, что ты делаешь? Играешь? Умница, дочка! А это кто? [берёт в руки Кузю] Вот какие игрушки стали делать, ведь могут! Опять с Павликом поменялись? Завтра же отдай! [видит сундучок Кузи] Ах! Какая прелесть! Шкатулка в прекрасном народном стиле. Тётя Клава подарила? Поставлю в сервант. А теперь спать. Наташа: Кузя… Мама Наташи: Игрушки собери! Наташа: Кузя, Кузя! Кузенька! Ну неужели ты и правда стал игрушкой?! Неужели ничего не было на самом-то деле?!
Кузя: Нафаня-я-я! [мечется по комнате] Сундук отняли! Сундук со сказками! Какой я теперь домовой, без сказок?! Наташа: Кузенька! Не волнуйся, Кузя! Кузя: Нафаня-я-я!!! Нафаня: Ну, чего опять? Кузя: [плачет] Сундук! Мой сундучок!!! У-а-а!!! Нафаня: Не вой и не сокрушайся, выручим твой сундук.
Нафаня: Ну всё, я пошёл. Если что, разбуди…
Сундучок:
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
Внук Лешего: Дедушка, а Баба Яга полезная или вредная? Леший: Всякая поганка в лесу к чему-нибудь назначена. Потому порядок.
Баба Яга: А мне лешие не указ. И моей избе тоже.
Леший: Хозяин тебе нужен… Внук Лешего: Хозяин! Леший: …чтобы дом в руках держать. Внук Лешего: Чтобы дом в руках держать! Леший: Да… Баба Яга: Какой такой хозяин? Домо-хозяин. А-а-а, домовой нужен!
Кузя: [роется в кастрюле] Ой, беда-беда, огорчение… Нафаня: Кузька! Кузя: Аюшки? Нафаня: Ой, по ком это метла плачет?!
Кузя: [летит на метле] Эй, посторонись! Ворона: А ты что за птица? Кузя: Я Кузька. Домовые мы. Счастье в дом приносим. [падает в лес] Ворона: Интересно, кому это счастье привалило?..
Внук Лешего: [выскочив вместе с Кузей из пенька] Чего пугаешь?! Кузя: А ты что за неведомая зверушка? Внук Лешего: Я леший! У-у-у-у-у-у! У! Кузя: А вот и врёшь! У леших клыки до самого носа и пузо набекрень. Внук Лешего: У кого набекрень? У меня?! Дедушка, он дразнится! Леший: Кхе… Что такое?.. Кто не спит? Не-по-ря-док!
Кузя: Я потомственный домовой! Леший: То-то, я гляжу, больно дикий… Кузя: Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет жил в людях, ел не досыта, спал без просы… Недосыпал, в общем, я. Внук Лешего: [скулит от жалости, протягивает жёлудь] Угощайся! Кузя: Тьфу, какая гадость! Ой!.. Тьфу! Блинов хочу! Со сметаной! Внук Лешего: А это что такое?
Внук Лешего: Тише, его нельзя будить! Подожди до весны. Кузя: Это как, «до весны»? На таких-то харчах до весны?! Внук Лешего: А ты впадай с нами. Кузя: Куда это впадай? Внук Лешего: Ясное дело, в спячку! Вот так, потом так и та-ак… [засыпает] Кузя: Значит, обедать не будем?! Леший: Ежели не в тягость, разбуди меня тридцатого марта. С утречка…
Кузя: Вот проснётесь весной, а Кузенька уже пропал. С голоду и холоду.
Баба Яга: Кузенька, сынок! Кузя: Какой я вам, бабушка, сынок? Баба Яга: Как это какой? Любимый! Бежим скорее! Кузя: Куда? Баба Яга: В гости! [бегут с Кузей за избой] Самоварчик у нас новенький, ложечки серебряные, прянички сахарные. Догоним, чай пить будем! Держись, Кузя! [забрасывает Кузю на крышу] Тормози! Кузя: А ну, изба, стой! Ать-два. Зары-вайсь! Баба Яга: Генерал! Весь в бабушку!
Баба Яга: Яхонтовый мой! Крендельков покушал, отведай пирожков… Кузя: Я что сказал? Хочу ватрушек! А ты что напекла? Вот ешь теперь сама!
Кот: Чего-о это он?! Баба Яга: Это наш Кузенька с жиру бесится. Побесится, и баиньки пойдёт. [укладывает домовёнка в люльку] Кот: [прыгает за окно] Завела дармоеда! Кузя: [ворочается] Ой, тошно мне. Хочется чего-то. Сам не знаю чего… Кот: [с порога] Ремня-я-я…
Кот: [пьют чай за столом] Хорошо-то как! Баба Яга: Хорошо!
Ворона: Не слыхали, весна нынче будет, нет? Баба Яга: Не будет. Кот: Никогда-а-а не будет. Ворона: Да как же?! Мне гнездо надо свить! Вам хорошо — у вас счастье, а мне как быть?! Леших-то снегом завалило! Может, они теперь никогда не проснутся! И никому никакого дела! Баба Яга: Лети себе, лети, а то ребёночка разбудишь! Кузя: [просыпается] Ой! Стой, стой! Тридцатое марта скоро? Ворона: Опомнился! Май на носу!
Кузя: А ну, изба, шагом марш! Айда леших будить!
Внук Лешего: Ой, птицы летят!.. Леший: Это хорошо, это порядок. Кузя: [с крыши избушки] Дедушка Леший, спаси меня! [прыгает, но попадает в лапы к Вороне] Ку-куда? Кто-кто это? Внук Лешего: Ой, дедушка, и домовёнок летит!.. Леший: А вот это непорядок…
Ворона: Вот и нам счастье привалило! Счастье! Счастье! С новосельем тебя! Кузя: Э! Э!.. Мы так не договаривались… Ворона: Да кто ты был? Последний домовой. А теперь?! Кузя: А теперь? Ворона: Первый гнездовой! Хочется уюта, покоя, и чтоб за детками присмотр. Кузя: Ой, это что же мне теперь, этих высиживать?.. Воронёнок: [вылупившись] Ма-ма! Па-па!
Ворона: Кузя, вернись! Мы тебя полюбили!
Нафаня: Кузьма, большой должно быть ты уже башковитый домовитый. Так что заселяться в шестнадцатиэтажку будем розно. А квартиру определяю тебе под нумером 588. До скорых встреч — твой сосед Нафаня.
Баба Яга: [летят с котом в ступе] А я ему скажу: «Кузенька, избушка-то без тебя опять сбежала!» Кот: Он скажет: «Плевать!». Баба Яга: А я скажу: «Добром не пойдёшь — поймаю и съем!» Кот: А он скажет: «Подавишься!». Баба Яга: Эх, поглядеть бы, на кого он нас променял…
Кузя: Нафаня-я-я! Нафаня: Я уж сорок веков Нафаня. Ну, что опять стряслось? Кузя: [показывает на незакрытый кран] Убытки, убытки-то какие!
Кузя: Ой, беда, беда, разорение! Беда, беда, матушка моя! Наташа: Что случилось? Кузя: Запасы не меряны, убытки не считаны. Разоримся — по миру пойдём! Наташа: Это что, сказка такая? Кузя: Это жизнь такая! [пересчитывает вещи в шкафу] Восемь да один — девять, девять да один — десять, десять и ещё один — двадцать. Так. Ну, я думаю, приданого у нас хватает. Ох! Ой, а это что такое? [показывает на дырку в шубе] А ну-ка, залатай! Наташа: Ну, вот ещё! Мне мама новую шубу купит! Кузя: Да, потом в ней по миру пойдём. Залатай, говорю! Наташа: Сказка? Ну, конечно, сказка! Мама Наташи: [входит] Наташа! Встала уже? Умница, дочка! Одевайся пока. Я схожу за хлебом.
Кузя: [роется в банках на кухне] Тьфу! Соль… Полтора фунта. Хлеб. И фунта не будет… Наташа: Хм. Надо же, какой чёрствый!
Кузя: Один да один — два, два да один — три, три и один — четыре. [съедает одну сосиску] Ой. Ням-ням. Четыре без трёх — один. Наташа: Вот так сказка! Жил-был домовой, жадный-прежадный… Кузя: Э! Я не жадный, я домовитый! [закрывает холодильник] Ну, до осени дотянем. Ну, чего стоишь, барышня? Пол не метён, мусор не вынесён. Наташа: Раскомандовался! Ты вообще здесь понарошку! Кузя: Я… понарошку?! Это вы тут понарошку! И дом ваш, и балкон, и шкаф! Не было вас тут отродясь! [Наташа выбрасывает чёрствый хлеб в мусоропровод] А у нас тут с дедушкой семь веков амбар был. А вас я не помню. Наташа: Я не могу быть понарошку! Я — девочка! Кузя: Кто не работает, тот понарошку! Наташа: А я работаю! Кузя: А кто понарошку работает, тот всё равно понарошку!
Наташа: Понимаете, сначала Кузя был моим идеалом, и вдруг… У него, наверное, было тяжёлое детство? Баба Яга: Как сыр в масле катался! Наташа: Он только и делает, что считает. До десяти… Кузя: [из-за занавески] До двадцати-и!
Баба Яга: Жила-была… Баба-Яга, добрая-предобрая. А уж до чего красивая! Вот встречает она раз домовёночка. Встречает, да и говорит ему: «Отчего это ты так отощал-то, бриллиантовый мой?» А домовёночек ей отвечает: Кузя: На себя посмотри! Баба Яга: «И охота тебе на чужих людей спинку гнуть?» Кузя: У нас нет чужих. У нас все свои, всё своё! Наташа: Кузя, не мешай! Баба Яга: Осерчала тут Баба Яга. «За такое, — говорит, — со мной обращение поймаю, зажарю и съем!» Кузя: Не советую — вредно! Жареное вредно! Ворона: Кузя, мы здесь! Сюда! Сюда! Баба Яга: Кому ты нужна со своей оравой? [Кузе] Сокол ты мой! А у бабули-то Ягули кренделёчки сахарные! Вернись, я всё прощу! Кузя: Где мой чёрствый хлеб?! Наташа: Я его выбросила. Кузя: Куда? Наташа: В мусоропровод. Бабушка, а дальше? Кузя: Мой «Бородинский»! Мой сладенький!
Мама Наташи: Маму встречаешь? Умница, дочка!
Ворона: [Наташе из-за окна, с упрёком] Что, проворонила своё счастье?
Баба Яга: Покуда не вернусь, слушайся на Ваню-ю-ю!
Ворона: Нет в доме счастья! А почему?! Наташа: Потому что Кузеньки всё нет и нет… Воронята: Мама, мама! Ворона: Береги детей! [высаживает на подоконник птенцов по-одному] Три, два, один, ноль… СТА-А-АРТ! Наташа: Ты куда?! Ворона: За счастье бороться надо!
Кузя: В город хочу! Домой хочу! Баба Яга: Ой, Кузенька! Изумрудный мой!.. Кузя: [пинает горшок со стола] Я — Кузьма!!! [коту] Уйди отселя! Баба Яга: Да ежели в город все подадутся, кто же в сказке-то жить останется? Кузя: У вас своя сказка, у меня своя. Баба Яга: А пироги-то на дорожку забыл. Кузя: Да?.. А с чем пироги-то? Баба Яга: [показывает пузырёк с какой-то жидкостью] А с сурпризом! Кузя: Давай. Только пошустрей! Баба Яга: Ай, я мигом! [колдует] Кто мой пирог пригубит, тот дом родной забудет, кого любил — разлюбит! Кузя: [рассматривает пузырёк] О-о! Это вот и есть «сурприз»?! Отворотный? Не-е… Не на того напали! [садится на метлу] Неси меня, метла, откеля принесла!
Кузя: А-а-а! А ну, изба, давай вприсядку!
Баба Яга: [горящей избе вдогонку] К речке! К речке сворачивай! Глупая!
Киким: Эй, люди-и-и! Вот разлетались, понимаешь…
Баба Яга: [глядя с моста на утопающую избу] Ох… Потонуло моё счастье… Киким: Ничего, перемелется, мука будет… Баба Яга: А ты что, мельник, что ли?.. Киким: Да какой я мельник? Домовой я. Кикимом зовут. Баба Яга: Какая же встреча! Киким: Ты… Ты чего?! Чего ты?!.. [прячется в своей хижине и Баба Яга пытается открыть дверь] Баба Яга: Ах! [падает, и хижина разваливается] Кот: М-да… Не везёт нам с домовыми. Баба Яга: Кикимушка! Ох… [откачивает домового] Ать-два, ать-два, ать-два. Киким: Где я? Кто я? Баба Яга: Домовой ты, дедуля! Распоследний на всю округу! Ворона: КА-А-АР! Нашего домового куда дела?! Кот: Был домовой — стал водяной.
Ворона: [наклевавшись хлеба с отворотным зельем] А… А ты кто такой? Нет, ты кто такой?! Кузя: А? Не узнаёшь?.. Ворона: В первый раз вижу! Кузя: Ой, у тебя не все дома… Ворона: У меня нет дома! Я птица вольная! Куда хочу — туда лечу! Куда хочу — туда лечу! Кузя: [летит вслед за вороной на метле] Стой! Стой, тетёха-а!
Баба Яга: [о Кузе] Вот злодей! В огне не горит, в воде не тонет! Киким: Эх, городские!.. Пробросаетесь-то избами! Ну-ка, цыпа. Цыпа-цыпа-цыпа… [изба послушно выходит из воды] Баба Яга: Ай да дедуля! Орёл!
Ворона: Куда хочу — туда лечу! Куда хочу?! Куда лечу?! Кузя: Домой! Повёртывай домой! Ворона: У меня нет дома! У всех есть, а у меня нет. Кузя: За мной! Не отставать!
Воронята: Мама! Ма-ма! Ворона: Дети! [пересчитывает птенцов] Один, два, три. [обрадованно] Все-е… Какое счастье! Наташа: Счастье?! Где?! Где счастье? Ворона: Счастье — это когда у тебя все дома!