Перейти к содержанию

Загадка задней ноги

Материал из Викицитатника

«Загадка задней ноги» — ироничный фантастический рассказ братьев Стругацких, впервые опубликованный в 1961 году как «Великий КРИ». Вошёл в роман в новеллах «Полдень, XXII век», в котором только и переиздаётся.

Цитаты

[править]
  •  

О том, как работает Великий КРИ, у Жени составилось чрезвычайно смутное впечатление. Сначала ему представились миллиарды и миллиарды кибернетических инфузорий-микроинформаторов, которые тучами бродят по всему свету, забираясь до самых звёзд, собирая рассеянные следы давно минувшего и стаскивая их в необъятные кладовые механической памяти. Затем воображение нарисовало ему паутину проводов, облепивших всю Планету, натянутых на гигантские башни, которые сотнями разбросаны по островам и материкам от полюса до полюса.

  •  

Великий КРИ не был только коллектором рассеянной информации. Это была необычайно сложная и весьма самостоятельная счётно-логическая машина. В её этажах, помимо миллиардов ячеек памяти и логических элементов, помимо всевозможных преобразователей и фильтров информации, имелись собственные мастерские, которыми она сама управляла. При необходимости она надстраивала себя, создавала новые элементы, строила модели и вырабатывала собственную информацию. Это открывало широкие возможности для использования её не по прямому назначению. <…> Кроме того, Великий КРИ взялся за «предсказание будущего».
Нынешний директор КРИ <…> Августос Ломба запрограммировал несколько задач, связанных с предсказанием поведения живого организма. С задачами по детерминизму поведения беспозвоночных КРИ справился сравнительно легко, и два года назад Ломба запрограммировал и ввёл в машину задачу чрезвычайной сложности.
— Задача получила название «Буриданов баран». С молодого мериноса был снят биологический код по методу Каспаро — Карпова в тот момент, когда этот меринос находился между двумя кормушками с комбикормом. Этот код в сочетании с некоторыми дополнительными данными о баранах вообще был введен в КРИ. От машины требовалось: а) предсказать, какую кормушку меринос выберет, и б) дать психофизиологическое обоснование этого выбора.
— А как же насчёт свободы воли? — осведомился Женя.
— Вот мы и хотим выяснить насчёт этой самой свободы воли, — ответил Рудак. — Может быть, её вовсе и нет. <…> В контрольном эксперименте баран выбрал правую кормушку. Собственно, задача сводилась к вопросу: почему? Два года машина думала. Потом начала строить модели. Эффекторные машины часто решают задачи по моделям. Вот когда КРИ решал задачу о земляном черве, он построил такую превосходную модель, что мы у него украли идею и стали строить землепроходные устройства. Изумительные устройства. <…>
— Наверное, я видел одну из этих моделей, про которые вы рассказываете. Этакий шест с зеркалом. Только вряд ли это модель барана. Даже Буриданова.
— В том-то и дело, — со вздохом сказал Рудак. — Никто не верит, что это модель барана. <…> Проблема в том, что КРИ делает шесты на колёсиках и семиногих жуков. Иногда ещё такие плоские тарелки без ног, без рук, но с гироскопом. И никто не понимает, какое это имеет отношение к барану.

  •  

— Старый Ломба едет в Центр. Отрывает от работы лучших специалистов. И что он узнаёт? О стыд! <…> — Он снова схватил Рудака за бороду <…>. — Над старым Ломбой смеются! Старый Ломба стал посмешищем всех кибернетистов! О старом Ломбе уже рассказывают анекдоты! — Он отпустил бороду и постучал костлявым кулаком в широченную грудь Рудака. — Ну-ка ты, осадная башня! Сколько ног у обыкновенного австралийского мериноса? Или, может быть, ты забыл?
Женя вдруг заметил, что несколько молодых людей при этих словах принялись пятиться с явным намерением затеряться в толпе.
— Программистов не выпускать, — не поворачивая головы, приказал Ломба.
В толпе зашумели, и молодые люди были выпихнуты на середину круга.
— Что делают эти интеллектуальные пираты? — вопросил Ломба, круто поворачиваясь к ним. — Они показывают в программе семь ног у барана…
Толпа зашумела.
— Они лишают барана мозжечка…
В толпе начался хохот, как показалось Жене — одобрительный.
— Бедный, славный, добросовестный КРИ! — Ломба возвёл руки к небесам. — Он громоздит нелепость на нелепость! Мог ли он предположить, что его рыжебородый хулиганствующий хозяин даст ему задачу о пятиугольном треугольнике?
Рудак уныло пробубнил:
— Больше не буду. Честное слово, не буду.
Толпа с хохотом лупила программистов в гулкие спины.

О рассказе

[править]
  •  

Бородатые дяди с жестоким любопытством детей любуются «мучениями» [Великого Кри] — будто им невдомёк, чего стоит рабочее время машины. А шеф не находит ничего лучше, как объясниться с «озорниками» при помощи… палки. (В другом варианте <…> Стругацкие «поправились»: старый учёный таскает «мальчишку» за бороду…).

  Анатолий Бритиков, «Русский советский научно-фантастический роман», 1969