Реальные идеи Филипа Дика (Майкл Муркок)

Материал из Викицитатника

«Реальные идеи Филипа Дика» (англ. The Real Ideas of Philip K. Dick) — эссе Майкла Муркока 1966 года.

Цитаты[править]

  •  

... <среди фантастов новой волны> всё-таки Дик наиболее успешно применял этот приём. Он умудрялся рассказывать увлекательную фантастическую историю на внешнем уровне и, тем не менее, давать второй слой с более серьёзной тематикой. Ему удалось связать свою навязчивую идею и свой взгляд на вещи с обычным научно-фантастическим миром и сюжетом,..

  •  

... в трёх книгах БаллардаЗатонувший мир», «Сгоревший мир» и «Хрустальный мир») частичной его задачей было поставить под вопрос природу реальности и поразмышлять, являются ли те мерки, с которыми мы подходи к реальности, неизменно лучшими.
Это главная тема в творчестве Филипа Дика, который работает над ней ещё упорнее, повторяясь снова и снова, обогащая её, тем не менее, своей потрясающей способностью манипулировать ловушками НФ жанра, создавая абсолютно новые, увлекательные рассказы с абстрактным интеллектуальным вторым слоем. Дик, возможно, потому что он работал с более узнаваемой обстановкой и персонажами, избавился от той огромной критики, которая была направлена на Балларда.
Как и Баллард, Дик работал без претензий. Он не хотел впечатлять, в его работах нет никакой показной виртуозности, никакой литературной показухи, как у Воннегута, который умудряется описывать очевидное так блестяще, что иногда читатель обескуражен этим.

  •  

Его описания никогда не блещут, он не создает ярких, странных персонажей, которые живут в вашем мозгу очень долго после прочтения книги, но зато с его персонажами так легко слиться и они очень убеждают. Это почти всегда простые люди, даже если они обладают какими-то пси-способностями, и хотя они не удивляют нас своей неординарностью, это как раз тот тип персонажей, который убеждает нас в своей реалистичности.

  •  

Практически во всех романах Дик интересуется в основном работой человеческого сознания и тем, как это сознание связано с внешним миром. В своём раннем романе, «Глаз в небе», он берёт группу простых людей и даёт им способность создавать собственный идеальный мир, каждому свой. Эти миры потом показаны во всей своей дефективности — они представляют собой различные типы американской мечты и раз за разом Дик разбирает их по кусочкам и показывает во всей их «красе».

  •  

Творчество Дика не так глубоко, как, к примеру, «Фауст» Гёте, но в произведениях своих современников никто и не видит глубины. Может быть, в романе «Три стигмата Палмера Элдрича» нет силы видения и мощного символизма Балларда, элегантности и способности Олдисса создавать настроение. Но в нём есть серьёзность замысла, решительное намерение добраться до правды, такой, какой её видит автор, способность создать убеждающий мир, какой мы видим каждый день, но который, тем не менее, меняется с каждой новой сценой до такой степени, что мы начинаем сомневаться в реальности каждого аспекта этого мира. То же самое проделано с персонажами: человек, вроде бы, уверен, что знает себя, но постепенно Дик сводит эту веру на нет, оставляя его теряться в догадках о реальности своего собственного существования. Дик использует всё свое мастерство великолепного писателя-фантаста для создания книги, которая нечто больше, чем виртуозное произведение об эскапизме. Он не играет с полуслепленными, полупонятными понятиями, как многие его современники, которые смогли произвести впечатление на стольких читателей своими донельзя упрощёнными социальными и «философскими» хитроумными измышлениями и которые так скучны и так далеки от создания реального взгляда на что-либо, что повергают в недоумение отсутствием даже простейшей проницательности.
Дик тихо создает серьезную фантастику в развлекательной форме и это высшая похвала писателю. Пора бы критикам обратить на него внимание, которое он заслуживает.

Литература[править]

  • Michael Moorcock, The Real Ideas of Philip K. Dick // Vector, # 39 (April 1966). — P. 7-14.
  • Майкл Муркок. Реальные идеи Филипа Дика // БОГ в сточной канаве (электронный фэнзин, посвященный Филипу Дику). — Выпуск 4 (2000 год).