Карл Гу́став Юнг (нем.Carl Gustav Jung, 26 июля 1875 — 6 июня 1961) — швейцарский психолог, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии.
Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире. И лишь ничтожно малая часть человечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове Азии, что омывается водами Атлантики, и называющая себя «образованными людьми», вследствие недостаточного контакта с природой напала на мысль о том, будто религия — это вид своеобразного духовного расстройства, предназначение которого непостижимо.
Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла.
По мере того как человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. По счастью, снисходительная и долготерпеливая природа никогда не вкладывала фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать.
Единственный, кого стоило бы послушать, будет великий Юнг, выдержанный, неутомимый, легко переходящий от дебрей антропологии к неврозам у детей школьного возраста.
Правда, ревность возведена поэтами в генеральский чин, но Карл Юнг сорвал с нее золотые эполеты: «Ядро всякой ревности составляет отсутствие любви».[1]
— Юрий Нагибин, «Ночью нет ничего страшного», 1993
Нет, никогда я не верил вполне в чужой опыт.
Всё снаряжение сам испытал и сам сделал.
Модули Юнга своею рукой в закон Гука
вписывал я для плетёных тросов своих марок.[2]
— Николай Байтов, «Надя, я очень хороший спортсмен, мне нет равных...», 1992
В процессе обучения модели «принимают форму и свойства» конкретных объектов, сохраняя при этом долю расплывчатости, так что в процессе восприятия могут адаптироваться, «принять форму» конкретного объекта в его ракурсе, освещении, движении… Мозговые структуры для обучения концепциям называются моделями (внутренними моделями) нашего мышления. Эти структуры, недоступные сознанию непосредственно, Карл Юнг называл «архетипами мышления» (его интересовали структуры более абстрактных и общих концепций, чем «зайчик», но принцип устройства моделей-концепций «зайчика» и архетипов один и тот же).[3]
— Леонид Перловский, «Сознание, язык и математика», 2003