Шахматы — настольная логическая антагонистическая игра для двоих игроков, с использованием доски, поделённой на 64 клетки, и фигур, различающихся по возможностям передвижения.
Бедные люди! Как вы похожи во всех своих начинаниях на того шахматиста, который «мог бы выиграть свою партию». (Савелий Тартаковер)
Без ошибок не может быть блестящих побед. (Эмануил Ласкер)
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры. (Василий Сухомлинский)
Большинство любителей медленно поднимаются на некоторый, в сущности, очень незначительный, уровень шахматного умения и застывает на нем на многие десятилетия. (Эмануил Ласкер)
Будь угрозой каждый раз как садишься играть. (Кен Смит)
В жизни, как и в шахматах, одним из главных признаков мастерства является умение играть эндшпиль. (Ашот Наданян)
В моей жизни бывали такие периоды, когда я почти что поверил, что даже одной единственной партии проиграть не могу. (Хосе Капабланка)
В настоящее время, когда вы не гроссмейстер в 14, вы можете забыть об этом. (Вишванатан Ананд)
В первой партии у меня болели зубы. Во второй болела голова. В третьей меня мучал ревматизм, а во время четвёртой я себя не очень хорошо чувствовал. А в пятой? Ну, нельзя же всё время выигрывать! (Савелий Тартаковер)
В стремлении не стоять на проигрыш, некоторые проигрывают партию. (Савелий Тартаковер)
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. (Давид Бронштейн)
В шахматах две беды — чёрный цвет и подсказки. (Ашот Наданян)
В шахматах может быть только одна ошибка: переоценка противника. Всё остальное или невезение, или слабость. (Савелий Тартаковер)
В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни. (Александр Алехин)
В шахматах нет ничего труднее, чем выбрать из двух примерно равных по силе продолжений сильнейшее, которое часто и бывает единственно верным. (Зигберт Тарраш)
В шахматах учатся только на ошибках. В ошибках всегда заключено нечто правильное. (Савелий Тартаковер)
В том-то и состоят шахматы. Сегодня ты даёшь сопернику урок, а завтра он тебе. (Роберт Фишер)
Вам, господин Ласкер, я могу сказать только три слова: шах и мат. (Зигберт Тарраш)
Во время турнира шахматный мастер должен быть воздержанным монахом и хищником в одном лице. Хищником по отношению к сопернику, аскетом в повседневной жизни. (Александр Алехин)
Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства. (Виктор Корчной)
Всегда помни о контратаке. Это — лучшая защита и часто выигрывает даже проигранные партии. (Фрэнк Маршалл)
Всю жизнь с одной женщиной — это как эндшпиль с разноцветными слонами. (Виктор Корчной)
В жизни, в отличие от шахмат, не любая дама королева. (Веселин Топалов)
Главное — борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и по-настоящему их любить. (Анатолий Карпов)
Глядя на шахматы сегодняшнего дня, можно сказать, что их настоящее неопределенно, будущее тревожно и только прошлое — блистательно навсегда. (Геннадий Сосонко)
Если Спасский жертвует фигуру, ты можешь почти сразу сдаваться. Но когда Таль жертвует фигуру, играй дальше. Он может ещё что-нибудь пожертвовать и тогда, кто знает?
Жизнь — это шахматная партия, по окончании которой и короли, и пешки ложатся в один ящик. (Мигель де Сервантес)
Жизнь шахматиста гораздо труднее, чем жизнь художника, художник надеется, что, может быть, однажды он получит признание и денежное вознаграждение, у шахматного мастера нет и этой надежды. (Марсель Дюшан)
Игра значительно важнее, чем окончательный результат. (Неизвестный автор)
Идеальные женщины — это шахматистки: они могут часами молчать, хорошо следят за фигурами и знают много интересных позиций. (Ашот Наданян)
Игроков, которым мастер может с успехом давать ферзя вперед, существуют миллионы; игроков, перешагнувших эту ступень, можно насчитать, наверно, не более четверти миллиона, а таких, которым мастер ничего не может дать вперёд, вряд ли наберётся больше двух-трех тысяч. (Эмануил Ласкер)
Изолированная пешка угнетает настроение на всей доске. (Савелий Тартаковер)
Интеллект определяется не пройденным путём, а результатом. (Гарри Каспаров)
Каждый раз, когда я беру в руки пешку и двигаю её на одну клетку вперёд, меня начинает мучить совесть: а тем ли я делом занимаюсь при росте 190 см и весе 100 кг? (Ашот Наданян)
Казалось бы, что каждый хороший математик в то же время должен быть и хорошим игроком в шахматы, и наоборот, а также превосходным счётчиком. Конечно, это случается иногда: так, Гаусс был гениальным математиком, и вместе с тем очень верно и быстро считал. Но Гаусс был исключением... Я вынужден сознаться, что положительно не способен сделать без ошибки сложение. Точно так же, я был бы плохим игроком в шахматы...[1]:59-60
Когда, в 1990-м, компьютер рассчитал вариант на 76 ходов до мата, я не поверил — но он оказался прав! На мгновение я увидел Бога. (Гарри Каспаров)
Когда мужчины проигрывают мне, оказывается, что у них болела голова или ещё что-нибудь в этом роде. Я ещё никогда не выигрывала у совершенно здорового шахматиста. (Сьюзен Полгар)
Когда ты играешь с Бобби, речь идет не о победе или поражении. Речь идёт о выживании. (Борис Спасский)
Когда я выигрываю, я гений. Когда не выигрываю, я не гений. (Роберт Фишер)
Когда я играю белыми то выигрываю потому, что играю белыми. Когда я играю черными, то выигрываю потому, что я — Боголюбов. (Ефим Боголюбов)
Когда я изучаю тонкости ферзевого эндшпиля, шахматы — это наука; когда восхищаюсь красивой комбинацией — искусство; а когда обостряю позицию в надвигающемся цейтноте соперника — спорт. (Ашот Наданян)
Когда я посещаю шахматный клуб, все немеют от восхищения. (Хосе Капабланка)
Король без рокировки что уголовник без татуировки. (Ашот Наданян)
Комбинирование и торговля из-под полы должны быть запрещены. Савелий Тартаковер)
Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает. (Роберт Фишер)
Конечно, шахматы, несмотря на их тонкое и глубокое содержание, являются лишь игрой и не могут требовать к себе такого же серьезного отношения, как наука и техника, которые служат насущным потребностям общества; ещё менее их можно сравнивать с философией и искусством. (Эмануэль Ласкер)
Кто берет ход назад, тот ворует и бумажники. (Вильям Фентон)
Кто Ваш любимый писатель? «Я сам». (Александр Ермолинский)
Кто Ваш сегодняшний противник? «Сегодня я играю против чёрных фигур». (Акиба Рубинштейн)
Лиза Лэйн, чемпионка США по шахматам, как-то назвала Фишера сильнейшим из живущих шахматистов. Ответ: «Это верно, однако Лиза Лэйн, собственно говоря, не в состоянии об этом судить». (Роберт Фишер)
Лучше увидеть детский мат, чем услышать взрослый. (Ашот Наданян)
Мне не мешает отсутствие зрителей. Мне достаточно борьбы в моих партиях. (Владимир Крамник)
Моей первой целью было не выиграть партию, а пожертвовать фигуру. (Вильгельм Стейниц)
Можно считать, что шахматы близки к искусству, — это очевидно. Но для того, чтобы доказать, что шахматы являются особым видом искусства, надо преодолеть трудный барьер — доказать, что в художественных образах шахматных произведений отражается специфическая реальность. (Михаил Ботвинник)
Мы научились организовывать фабрики, но мы еще не умеем быть экономными в нашей умственной работе, в создании идейных ценностей. (Эмануил Ласкер)
На шахматной доске катет и гипотенуза одной длины — восемь клеток. (Ашот Наданян)
На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива. Беспощадная правда, выраженная в шахматах, ест глаза лицемеру. — Цит. по: Фишер Р. Мои 60 памятных партий. М., 1972
Однажды мне сказали, что я хорошо играю в плохих позициях. Это был самый честный и самый ценный комплимент, которого я удостаивался. (Ашот Наданян)
Он так любил делать ничьи, что его прозвали шахпатистом. (Ашот Наданян)
Она привлекает меня своей логикой и своей этикой. Играя в шахматы, вы волей-неволей становитесь джентльменом. Вы соблюдаете определённые правила поведения. (Клиффорд Саймак «Утраченная вечность»)
Очень важная деталь для прогресса любого шахматиста — это работа в одиночку. Даже Ботвинник учил всех своих учеников работать самостоятельно. (Юрий Авербах)
Поддержание максимального числа боевых сил соответствует интересам стороны, обладающей в данный момент большим игровым пространством. (Александр Алехин)
Позже, я стал всё чаще добиваться успеха в решающих партиях. Возможно потому, что я осознал простую вещь: не только меня одолевал страх, но и моего противника. (Михаил Таль)
Половина всех вариантов, которые шахматист рассчитывает во время партии, оказывается ненужной, но, к сожалению, никто заранее не знает, какая именно половина. (Ян Тимман)
Попробуй играть после того, как соперник плотно пообедал. (Луис Лусена)
После того, как я перемолол их одного за другим, мое превосходство стало очевидным. (Хосе Капабланка)
Разве узкое определение «игра» не оскорбительно для шахмат? Однако это и не наука, и не искусство, вернее, нечто среднее, витающее между двумя этими понятиями. (Стефан Цвейг)
Разница между позиционным и комбинационным образом действия на шахматной доске, по-моему, заключается в следующем. Комбинационный игрок старается придать шахматным фигурам свои собственные устремления и энергию и, отсекая лишнее, действует, словно опытный хирург. Позиционный же игрок выступает для тех же фигур как бы в качестве пастыря, поскольку лишь способствует правильному развитию и совершенствованию того, что в них уже изначально заложено. (Игорь Зайцев)
Риск столь же необходим для хорошей игры, как точность расчёта и чёткость манёвра. (Василий Панов)
Тактик должен знать, что надо делать, когда есть что делать, стратег должен знать, что надо делать, когда нечего делать. (Савелий Тартаковер)
Твой рейтинг при условии нескольких лет шахматной практики примерно равен твоему IQ, умноженному на 10, плюс 1000. (Джонатан Левит)
Твоя игра хороша так, как твой самый плохой ход. (Дан Хейсман)
Теперь шахматы — это точное знание, добытое тяжелым и постоянным трудом, многочасовое сидение перед компьютером, исчезновение игрового элемента. Ушла магия шахмат. (Ян Тимман)
Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет. (Савелий Тартаковер)
Только пешки могут быть превращены; только кони прыгают через препятствия; только слоны бывают разноцветными; только ладьи помогают королю рокироваться; только ферзи ходят во все стороны на любое число полей; только королям похвастать нечем. (Ашот Наданян)
Только хороший слон может быть пожертвован. Плохой может быть только проигран. (Юрий Разуваев)
Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение. (Илья Ильф)
Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда твой первый вопрос при встрече с кем-то: какой у тебя рейтинг? (Билл Уолл)
Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты берёшь в туалет шахматный учебник и забываешь туда пойти. (Билл Уолл)
Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты покупаешь газету только потому, что в ней помещена шахматная колонка. (Билл Уолл)
Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты покупаешь самый крутой и дорогой компьютер только для того, чтобы играть на нем в шахматы или использовать как базу данных. (Билл Уолл)
У шахмат своя историческая ниша в истории человечества. Оценивать их пользу для общества ни в валютном эквиваленте, ни в спасённых душах я не берусь, но без шахмат мир был бы беднее. (Александр Халифман)
Удивительно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу совладать с тридцатью двумя шахматными фигурками на пространстве два локтя на два. (Абдуллах аль-Мамун)
Шахматные законы существуют для того, чтобы их нарушали. (Сергей Прокофьев)
Шахматные фигуры это блочный алфавит, формирующий мысли, и эти мысли, несмотря на свой визуальный образ на шахматной доске, выражают свою красоту абстрактно, как поэзия. (Марсель Дюшан)
Шахматный талант специфичен: мало, чтобы бог в темечко поцеловал, необходимо, чтобы это сделала и богиня Каисса. (Ашот Наданян)
Шахматы — игра не только фигур, но и людей — психология имеет значение. (Михаил Ботвинник)
Шахматы — колоссальный расход энергии. Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки. (Анатолий Карпов)
Шахматы — это как зараза, от них уйти трудно. (Виктор Корчной)
Шахматы — это крестики-нолики Всевышнего. (Ашот Наданян)
Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. (Тигран Петросян)
Шахматы — это такой вид спорта, в котором судья лишь наблюдает за порядком во время игры. На результат встречи судья не может влиять. Шахматисту страшны в первую очередь собственные ошибки, а затем уже противник. (Саломон Флор)
Шахматы — это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы. (Макс Вайс)
Шахматы беспощадны. Ты должен быть готов убивать. (Алексей Широв)
Шахматы для меня — это особый мир, мир борьбы планов и страстей. (Сергей Прокофьев)
Шахматы достаточно красивы, чтобы потратить на них свою жизнь. (Ханс Рее)
Шахматы как красивая женщина, к которой мы постоянно возвращаемся, независимо от того, как часто она нас отвергает. (Неизвестный автор)
Шахматы не учебник — самоучитель жизни. (Леонид Юдасин)
Шахматы очень люблю: в них сочетаются искусство и наука. Они дают мне отдых и вдохновение. (Дмитрий Шостакович)
Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы. (Роберт Фишер)
Я не встречал ещё ни одного шахматиста, чьи глаза не пылали бы огнем смертной мести после проигрыша партии. (Билл Уолл)
Я ненавижу всякого, кто меня обыгрывает в шахматы. (Лиза Лэйн)
Я обыграю 30 сильнейших шахматистов США в сеансе одновременной игры. (Хосе Капабланка)
Я понимаю шахматы лучше любого другого живущего мастера. (Хосе Капабланка)
Я с первого взгляда схватываю суть позиции и знаю, что в ней следует делать. Другие оценивают, а я просто знаю. (Хосе Капабланка)
Я считаю каждого своего противника мастером до тех пор, пока он мне не докажет обратного. (Василий Панов)
Я считаю, что шахматы очень полезны, когда едешь один в Турцию. Отправляешься в ближайшее кафе. Заказываешь стакан чая, а ещё и раков, и ставишь шахматную задачу. Через несколько секунд появятся турки. Они не будут играть в шахматы с тобой, но они начнут разговор. (Бриан Севелл)
Я чувствую себя превосходно, видя своего противника извивающимся в предсмертных мучениях. (Роберт Фишер)
Ягодичные мышцы — это то, что делает шахматы спортом. (Ашот Наданян)
― Я думаю, что шахматы ― игра несовершенная. В ней не хватает ещё одной фигуры.
― Какой?
― Дракона.
― Где же он должен стоять? На какой клетке?
― Он должен находиться вне шахматной доски. Понимаешь: вне!
― И как он должен ходить?
― Он должен ходить без правил, и ему позволяется уничтожить любую фигуру. Игрок может внезапно поставить его на доску и сразу же закончить партию матом… Кто успеет первым ввести в бой дракона и съесть короля противника, тот и выиграл. И не надо тратить столько времени и энергии на утомительную партию. Дракон― это революция в шахматах!
― Бред!
― Как угодно.[2]