Великая Отечественная война

Материал из Викицитатника

Великая Отечественная война (22 июня 1941 — 9 мая 1945) — война Советского Союза против гитлеровской Германии и её сателлитов. Началась вторжением войск Германии, Венгрии, Румынии и Финляндии в СССР; закончилась полным военным разгромом и политическим уничтожением гитлеровского режима.

В документах[править]

  •  

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

  Вячеслав Молотов, выступление по радио 22 июня 1941 г.

В исторической литературе и публицистике[править]

  •  

Мы знаем все. Мы помним все. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца. твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоем участке затишье, если ты ждешь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!

  Илья Эренбург, «Убей!» — «Красная звезда», 24 июля 1942 г. (№173 [5236])
  •  

Демократию спас только временный и странный союз между либеральным капитализмом и коммунизмом для защиты от претендовавшего на мировое господство фашизма, поскольку победа над гитлеровской Германией была, несомненно, одержана Красной армией, которая только и могла это сделать. Во многих отношениях время возникновения союза капитализма и коммунизма против фашизма (в основном 1930‐е и 1940‐е годы) является доминантой истории двадцатого века и ее ключевым моментом. Это было время исторического парадокса в отношениях капитализма и коммунизма, находившихся в течение большей части двадцатого века (за исключением краткого периода антифашизма) в состоянии непримиримого антагонизма. Победа Советского Союза над Гитлером стала победой режима, установленного Октябрьской революцией, что следует из сравнения экономики царской России во время Первой мировой войны и советской экономики во время Второй мировой войны… Без этой победы западный мир сегодня, возможно, состоял бы (за пределами США) из различных вариаций на авторитарные и фашистские темы, а не из набора либерально-парламентских государств.

  Эрик Хобсбаум, «Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век (1914–1991)»

В художественной прозе[править]

  •  

Ночью с 21 на 22 июня 1941 года… мы находились на даче на хуторе близ гоголевской Диканьки. Около четырех часов утра мать разбудила меня и брата, и мы вышли во двор, где справа были клетки со спокойно пока жующими кроликами, слева хлев со спокойно пока жующими коровами; а с запада, из-за реки Ворсклы (в памяти осталась строка хохлацкой песни: «Ворскла – ричка невеличка, тече здавна, дуже славна, не водою, а вийною, де швед полиг головою…»), из-за кукурузных полей, по чуть светлеющему небу, очень низко, пригибая всё торжествующим ревом, шли на Харьков или Киев эскадрильи тяжелых бомбардировщиков; и мы отчетливо видели черные кресты на их крыльях.
– Война, – сказала мать и зарыдала. Она знала, что говорит, потому что Первая мировая застала её во Франции, и она добиралась на родину через Скандинавию, и уже с тех пор запомнила германские опознавательные знаки на аэропланах.

  Виктор Конецкий, «Никто пути пройдённого у нас не отберёт»

В стихах[править]

  •  

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идёт война народная,
Священная война!

  Василий Лебедев-Кумач, «Священная война», 24 июня 1941 г.
  •  

Потерять семью не стыдно —
Не твоя была вина.
Потерять башку — обидно,
Только что ж, на то война.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить,—
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду–проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать–старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?.. Больше! То–то, брат!

  Александр Твардовский, «Василий Тёркин. О потере»

Источники[править]

См. также[править]