Медный всадник (балет)

Материал из Викицитатника
Рейнгольд Глиэр, 1920-е

«Ме́дный вса́дник»балет композитора Рейнгольда Глиэра по одноимённой поэме Александра Пушкина. Премьера спектакля состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета 14 марта 1949 года в постановке Ростислава Захарова. Главные партии исполнили Константин Сергеев (Евгений) и Наталия Дудинская (Параша).

«Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» с 2003 года утверждён в качестве официального гимна Санкт-Петербурга.

Цитаты из либретто и программы балета[править]

  •  

Возникает панорама Петербурга. Яркий солнечный день. На Сенатской площади у памятика Петру народное гулянье. Актеры балаганного театра развлекают публику.
К памятнику подходит Евгений. Он ожидает Парашу. Народ расходится. Вот и Параша. Евгений радостно устремляется к ней навстречу. Их свидание продолжается недолго: Параше пора домой. Евгений провожает её влюбленным взглядом.

  Пётр Аболимов, «Медный всадник» (либретто балета, акт I), 1941
  •  

На Сенатской площади солнечно и людно. Мимо памятника Петру проходит Евгений. Его сознание проясняется, он узнает место, где встречался с Парашей. Взглянув на памятник, безумец грозит ему. Евгению кажется, что «грозный царь мгновенно гневом возгорелся» и устремился на него. Евгений в ужасе убегает. В его воспаленном мозгу возникает видение Медного всадника, с тяжелым топотом скачущего за ним.
Евгений мечется по городу, силы покидают его. В последний раз его угасающая мысль возвращается к Параше. Перед ним проходят сцены наводнения и ее гибели. Евгений падает мертвым.

  — Пётр Аболимов, «Медный всадник» (либретто балета, акт III), 1941
  •  

1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ. Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра — Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей. Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…

  — «Медный всадник» (краткое содержание балета, акт I)
  •  

На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.
Эпилог: Величественный город, о котором мечтал Пётр I построен, он живёт и процветает.

  — «Медный всадник» (краткое содержание балета, финал)

Цитаты о балете[править]

  •  

«Медный всадник» — произведение историческое и философское. Только советскому балетному театру с его сложившимися реалистическими традициями и опытом создания глубоко содержательных балетов, с его первоклассными кадрами исполнителей, владеющих искусством выразительного танца, могла оказаться посильной такая задача.[1]

  Ростислав Захаров, «Беседы о танце», 1963
  •  

Вступление к «Медному всаднику» в 1949-м мы учили наизусть: Люблю тебя, Петра творенье! Торжественно, как «Союз нерушимый республик свободных!» Как гимн Ленинграду это и воспринималось, не более. Но, впрочем, и не менее. Тогда же балет Глиэра. Тоже гимн. Параша пляшет в одну сторону, Евгений в другую. То дождь, то снегаплодисменты смене декораций.[2]

  Андрей Битов, «В лужицах была буря...», 1998
  •  

В 1956 году я первый раз в жизни получил также «официальный» заказ на песню. В связи с подготовкой к празднованию в 1957 году юбилея города, хор клуба «Трудовые резервы» решил исполнить «Гимн Великому городу» Глиера из известного балета «Медный всадник». Надо было написать текст гимна. Узнав об этом, Глеб Сергеевич уговорил руководство клуба заказать текст мне. «Имей в виду, ― сказал мне Семенов, ― что дело это платное и денег у них много, так что проси как можно больше». Я пришел в клуб «Трудовые резервы» и на вопрос, сколько будет стоить текст гимна, зажмурившись от собственной наглости, попросил шестьсот рублей ― сумму, как мне тогда казалось, непомерно высокую. Директор, к моему удивлению, радостно улыбнувшись, тут же поставил цифру в договор. «Дурень, ― сокрушенно покачал головой Глеб Сергеевич, узнав об этом, ― они же собирались тебе три тысячи заплатить». Тем не менее гонорар этот на многие годы стал моим самым большим литературным заработком.[3]

  Александр Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001

Источники[править]

  1. А. Рулёва. «Борис Брегвадзе». — Л.-М.: Искусство, 1965. — С. 24. — 112 с. — 20000 экз.
  2. Битов А.Г. «В лужицах была буря...». — Москва, «Звезда», №8, 2002 г.
  3. А. М. Городницкий. «И жить еще надежде». — М.: Вагриус, 2001 г.

См. также[править]