Перейти к содержанию

Секрет чёрного камня

Материал из Викицитатника

«Секрет чёрного камня» — антивоенный фантастический роман (повесть) Кира Булычёва 1999 года из циклов «Приключения Алисы» и «ИнтерГпол». Позже переработанные начальные главы публиковались отдельно как «Звёздный дракончик», а фрагмент восьмой главы как «Камень-ребус». Между 6-й и 7-й главами происходят события «Драконозавра» (2001).

Цитаты

[править]
  •  

— Только учти — это очень опасно! Можно и голову потерять!
— Новая отрастёт! — засмеялась Алиса. — глава 3

  •  

Каменные губы дракончика были неровными настолько, что в некоторых местах они смыкались вплотную, а кое-где между ними оставались дырки размером со слона. — глава 4

  •  

— Например, бывает, выступаешь где-нибудь, а в цирке никто не смеётся, даже не улыбнётся. Так можно весь аттракцион провалить. Поэтому я когда-то достала у химика Плюшкина-Разгетти, который специально работает с цирковыми артистами, баночку со смехотворным порошком. Его ещё называют щекотальником. Этот порошок делают из одной скромной травки, которая растет в пустыне Безлюдной на Блуке. Пустыня та на самом деле совершенно безлюдная, так как от запаха этой травки любое живое существо начинает хохотать, и если не убежит вовремя, то потеряет сознание от хохота. — глава 5

  •  

Восемьдесят две физиономии появились на экране и хором запели:
Мы Алисе шлем привет,
Ей сердца откроем!
Ведь не важно, сколько лет
Звёздному герою! — 5

  •  

Нобелевскую премию Алисе, конечно, не дали. Эти премии взрослые делят между собой, даже если их больше заслуживают дети. — 8

  •  

Алиса <…> писала сочинение на тему «Лишний человек в русской литературе». Ей советовали написать о Печорине или об Онегине, а она решила написать о деревянном человечке Буратино. Вот и задумалась. — глава 9

  •  

Робот не любил спорить с людьми, если не имел своего мнения. — 9

  •  

— Ещё на свадьбе новая жена предупредила [Милодара], что останется с ним до тех пор, пока он не проиграет ей в шахматы. Вот он и старается. — глава 13

  •  

— Это странно, — сказал кораблик. — Почему вдруг всем нам в пять утра захотелось есть? <…> Меня настораживает то, что я сам хочу есть. — глава 14

  •  

… вице-маршал прокрякал речь. — глава 18

  •  

— С тобой мы за день научимся! А то с другими детишками дня по два, по три бьёмся, пока их в воздух поднимем. Они чаще всего и не возвращаются. Технику жалко!
— А детей не жалко?
— Дети — добровольцы! — крикнул в ответ Однорукий. — Сами к нам прилетели, сами свою судьбу решают. К тому же нет ничего слаще, чем отдать свою жизнь ради нашей свободы! — глава 21

Глава без номера и названия

[править]
  •  

Замухраки — это особенные чёрные мухи, похожие на маленьких рачков с прозрачными крылышками. Они питаются кислородом.
Если на вашу планету попадут замухраки, значит, вам грозит страшная беда!
Замухраки выгрызают из воздуха кислород, быстро размножаются, и за несколько дней миллиарды прожорливых мух могут погубить на планете всё живое!

  •  

Пройдёт несколько месяцев или даже лет, прежде чем леса и сады Павлонии вернут в воздух потерянный кислород.
И вот тогда на Земле решили: а возьмём-ка мы к себе на время павлонийских ребятишек! Пускай поживут у нас в горах, а потом, когда станет можно, вернутся на свою планету.
Но что удивительно, то же самое решили жители Паталипутры, Марса, Пенелопы и ещё ста сорока планет.
Все эти планеты послали свои космические корабли на Павлонию.
И оказалось, что в Галактике столько желающих помочь детям, что детей на всех не хватило.
Земле досталось всего восемьдесят два ребёнка. И это ещё хорошо, потому что кораблю из созвездия Райская Птица, который припозднился, не досталось ни одного ребёнка, и тогда команда корабля попыталась украсть двух детишек у марсиан.
Представляете, что там творилось?
Ничего, обошлось. Война не началась, и то слава богу!

  •  

Компьютер на секунду задумался. Он сравнил «картофелину» с далёкими звёздами, подсчитал все нужные углы и сообщил:
— Неопознанное тело достигает в поперечнике километра. И у него есть рот. <…>
— Я знаю, что это такое! — воскликнул капитан. — Это же большой звёздный дракончик!
— Правильно! — обрадовался компьютер. — Я чувствую — что-то знакомое, а отыскать в памяти не могу.
Отыскать дракончика в памяти он не смог, потому что большие звёздные дракончики бывают круглыми, длинными и даже похожими на огурец.

Глава 1

[править]
  •  

— Роботов надо жалеть, — сказала мама. — Поля у нас очень давно. Он забыл, что у него нет сердца.
— У него сердце побольше, чем у некоторых людей, — вступилась за робота Алиса.

  •  

Комиссар Милодар широко улыбнулся, продемонстрировав семейству Селезневых пятьдесят два белоснежных зуба. Он ведь известный на всю Галактику щёголь и время от времени вставляет новые зубы, красивее прежних.

  •  

… робот Поля постоянно опасался, что бабушка переедет из Симферополя в Москву и устроится к Селезневым домашним роботом. А почему бы и нет?! Среди людей встречаются такие вредные экземпляры!

Глава 2

[править]
  •  

— Обычно полкилометра, иногда больше, а один раз видели дракончика-младенца, размером всего-навсего с футбольное поле. <…>
Вдруг раздался голос робота Поли:
— А что едят эти бездельники?
— Отвечаю, — сказал компьютер. — Едят они что ни попадя. Так как звёздные дракончики могут существовать только в открытом космосе, потому что давление любой планеты их раздавит, на разносолы им рассчитывать не приходится.
— Попрошу не отвлекаться, — строго сказал робот.
— Разумеется, чтобы поддерживать свою жалкую жизнь, — продолжал компьютер, сделав вид, что не слышал нетактичного замечания робота, — им нужны органические вещества. Как и любому живому созданию. Но в то же время дракончики научились отыскивать полезные для себя вещества даже в камнях и железяках. Дракончики очень опасны для космических кораблей. Ещё хорошо, что они редко встречаются. Если такой дракончик спрячется за кометой или пылевым облаком, он может схватить пролетающий мимо корабль и проглотить. И там уж — как повезет. А то и правда съест.
— И были такие случаи? — испугалась Алиса.
— К сожалению, были, — ответил компьютер. — Рассказать?
— Не стоит, — быстро сказал профессор Селезнев.
— Я тоже так думаю, — согласился компьютер. — Это ужасные, душераздирающие истории.

  •  

Ведь Гераскин всегда умудряется что-нибудь натворить, даже тогда, когда ничего натворить нельзя. Пашка — это человек, который способен нечаянно устроить наводнение даже в пустыне Сахара!

  •  

— Ничего, — вмешалась Алиса, — мы с папой что-нибудь придумаем. Голова хорошо, а две головы лучше.
— Кажется, — улыбнулась бабушка, — этот ребёнок думает, что у него уже отросла настоящая голова!

Глава 6

[править]
  •  

— Алисочка! — рассмеялся Селезнёв. — Мне некогда птерокарпов постричь, у меня скульзики до сих пор не пересчитаны!

  •  

Магдалина была самой молодой сотрудницей Института космической геологии. Её взяли туда после шестого класса школы. Она работала в институте, а вечерами училась в университете. <…>
Босоножки у Магдалины были на очень высоких каблуках. Она стеснялась своего маленького роста. Более всего Магдалина походила на колобок с выпученными голубыми глазками и курносым носиком. Ну никто, даже родная мама, не верил, что она — научный сотрудник Института космической геологии. Магдалина уже полгода ходила туда на работу, а все равно каждое утро вахтёр спрашивал её:
— А ты, девочка, к кому?
А когда директор института увидел её в первом ряду на научной конференции, он воскликнул:
— Ещё детей нам здесь не хватало! — хотя сам же принимал Магдалину на работу.
Поэтому Магдалина всегда ходила на очень высоких каблуках и носила старинные очки, чтобы казаться старше, но от этого становилась лишь более смешной и похожей на толстенького маленького крольчонка.

Глава 7

[править]
  •  

— Ты что, садовником стал?
— Я люблю живую природу, — ответил робот. — Это бывает с роботами, которые в детстве никогда не резвились на даче. — И Вертер глубоко вздохнул.

  •  

В эпоху легенд Земля была куда меньше, чем сегодня. Не было ей смысла быть большой, к тому же она ещё не стала шаром, а покачивалась в океане на трёх китах.

  •  

Посреди острова стоял каменный стол. Довольно большой. Вокруг него сидели три женщины в широких белых платьях и шляпах с большими полями. Женщины играли в домино.
Алиса опустилась на ковре пониже, надела темные очки и крикнула сверху:
— Простите, пожалуйста, это остров горгон?

Глава 10

[править]
  •  

Кора Орват <…> подчинялась на Земле только комиссару Милодару и ещё одному человеку, которого никто никогда не видел в лицо и не знает его имени, так он засекречен. Но на Земле он не бывает, а скрывается в Галактическом центре, чтобы в нужный момент выйти, всех виновных наказать, а всех молодцов наградить. У него есть прозвище «Олдмен», что значит — старик. И если вас будут спрашивать, откуда вы всё это узнали, прошу вас, не сознавайтесь, что это я вам сказал, а то мне не сносить головы.

  •  

Робот Поля <…> полагал, что готовит куда лучше бабушки, и не любил, когда она вторгалась в его царство, даже засверкал лампочками от возмущения.

  •  

Если бы не маленький рост, второго такого красавца во всей Вселенной не отыскать: чёрные тугие кудри украшали его голову, нос у комиссара [Милодара] был орлиный, зубы жемчужные, глаза янтарные, усы как стрелы, а в сапоги можно было смотреться как в зеркала в комнате смеха.

Глава 15

[править]
  •  

Особенно трудно оказалось разминуться с группой из четырёхсот присгадиков-туристов. К счастью, это были не те воинственные присгадики, которые выловили всех омаров в заповеднике Марина-Р, а мирные трехлётние присгадики пенсионного возраста, спешащие посмотреть мир перед тем, как закуклиться. <…> Как перейти это море, если нормальный присгадик — это существо, похожее на резиновый коврик, что лежит у вашей двери, только коврик этот очень скользкий, дергается и пищит, если на него наступить. А если представить, что при этом каждый присгадик несет сумку с сувенирами и альбом с почтовыми открытками, то становится понятно, что такой поток на какое-то время парализует всё движение.

  •  

— Я — Остап Нетудыхата, отважный путешественник из Харькива.

  •  

— А откуда ты про Алису знаешь? — удивился Пашка.
— Та я ж кино про неё смотрел. «Гостья из будущего» называется. Там Алису Наташа Гусева играет — классная девчонка, лучше этой во всех отношениях.
— В каких таких отношениях? — строго спросила Алиса.
— И красивше, и умнее, и все умеет. Такой второй Алисы нет.
— А первая?
— Вот не думал! — Остап поднялся на ноги, протянул Алисе руку и сказал: — Будем знакомы!
Алиса пожала ему руку. Путешественник по времени сказал:
— Теперь уж мыть эту руку не буду до самой смерти.

Глава 20

[править]
  •  

Алиса расстроилась:
 — Со всех сторон слышу: у нас хотят отнять свободу, у нас хотят отнять свободу! А где она, ваша свобода? Под столом, что ли, спряталась?
— Так нельзя говорить, девочка, — рассердилась повариха. — Я добрая, это все знают, но, если ты будешь нашу свободу обижать, я и генералу доложить могу. Он тебе покажет, как свободу обижать! <…>
— Выгляжу я молодо, но на своем веку я уже каких только планет не навидалась. И генералов много видела. И должна вам сказать, очень они друг на друга похожи.
— Это чем же? — удивилась повариха.
— Да тем, что умеют посылать в бой других, а сами сидят в бомбоубежищах и водят пальцами по картам, показывая, куда их солдатам отправляться, чтобы их там убили.
— Нельзя так говорить про наших генералов, — рассердилась повариха. — Ты не знаешь, какие это душевные, отзывчивые люди! У нас на восьмом уровне картина висит одного известного художника. И на ней нарисовано, как генерал Хмыр выносит из огня куклу одной маленькой девочки.
— А где же сама девочка? — удивился Гаррик.
— Она, к сожалению, погибла при бомбёжке, — ответила повариха. — А генерал потом положил куклу на её могилку.
— Ну, просто чудо какое-то! — сказала Алиса. — Пора нам всем отсюда убираться подобру-поздорову, пока эти душевные генералы не понаделали из нас котлет.

Глава 23

[править]
  •  

— Ой! — снова испугался вице-маршал. — А я вчерашний торт не доел!
— Вот видишь, — сказала Алиса. — У человека беда, он вчерашний торт не доел!

  •  

Если ты выучил два языка, то третий учить легче, а четвертый — ещё легче. Алиса, как вам, может быть, известно, к языкам имеет способности. А это значит, что когда она выучила язык племени Бритоголовых на Сердазе, то ей уже ничего не оставалось, как приниматься за мордовский, который конечно же потруднее, чем инопланетные языки.

  •  

Это генеральское дело убивать людей. Причем каждый генерал понимает, что куда легче убивать своих, чем чужих. Ведь чужие сопротивляются, отстреливаются, а если уж становится совсем плохо — убегают. А своим куда деваться? Вот генерал нарисовал с утра пораньше на карте стрелки, и уже трубит труба: вставайте, берите ружья, и пошли! Не важно, что в вас будут стрелять, не важно, что генерал спросонья перепутал карты и забыл, как называется город, который он решил взять. Он-то снова улегся спать и не велел будить себя до полной победы.

  •  

— У нас есть специальные больницы. <…> Главное, что все врачи там ходят в форме и имеют чин, понятно? И если я маршал, то меня может лечить только генерал-майор, не ниже, понял?

Глава 24

[править]
  •  

— Если среди вас найдётся доброволец, который расстреляет этих жестоких преступников, предателей, которые разбомбили детский сад и жестоко убили множество бабушек и дедушек, он получит торт!
— Ууууу! — злобно загудели генералы, выражая свое глубокое возмущение поступком Алисы и Пашки.
— Это неправда! — Алиса старалась перекричать генералов, но разве их перекричишь, если они уже решили кого-нибудь расстрелять? <…>
Повариха сделала несколько шагов вперед и подняла торт на вытянутых руках, словно спортивную штангу.
Генералы зашумели. Кто-то из них закричал:
— Да за такой торт я свою бабушку расстреляю!
И тут из рядов детей вышел длинный, как каланча, бывший ребёнок, а нынче турист и путешественник во времени Остап Нетудыхата.
— Можно я всё сделаю? — сказал он. — Я ничего не имею против моих товарищей, но когда я узнал, что они уничтожили целый детский сад, моё доброе сердце перевернулось. Я должен признаться, что являюсь принципиальным противником насилия и в жизни даже комара не прихлопнул. Но таких предателей, таких негодяев, как Алиса и Гераскин, который вообще не наш, а лазутчик с того берега, я собственными руками растерзаю! Давайте мне торт! <…>
Остап поднял пистолет. Рука его дрогнула. Он не был смелым, просто хотел отличиться и отведать сладенького.
— Алиса, — попросил он, — закрой глаза, пожалуйста. А то мне неудобно как-то. Ты смотришь, а я стреляю.
— И не подумаю! — сказала Алиса.
— Ну, я прошу тебя!
— Ты трус! — крикнула Алиса.
А Пашка даже засмеялся, хоть ему совсем не было смешно.
— Ну, как знаешь! — разозлился Остап. — Ты сама напросилась!

  •  

— Ура! — закричали генералы, которые уже успели перепугаться, потому что среди генералов смелых людей не бывает. Смелые люди погибают в лейтенантском чине, в крайнем случае, в чине капитана. Но до генерала не дослуживаются.

  •  

Тут уж в обморок от страха упали почти все генералы. Кроме генерала-наблюдателя, который был слепым уже шесть лет, но никто этого раньше не замечал.