Перейти к содержанию

Фотография

Материал из Викицитатника
Фотография
Статья в Википедии
Медиафайлы на Викискладе
Новости в Викиновостях

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись) — 1. Технология получения и сохранения двумерного неподвижного изображения при помощи светочувствительного материала или электронного прибора. 2. Вид изобразительного искусства, использующий эту технику.

Фотография в афоризмах и коротких цитатах

[править]
  •  

Это дело химии и физики... Фотография как ни обольстительна, а все-таки она не заключает возвышенного прекрасного искусства. — Письмо Бр. Залесскому 10 июня 1855 г.

  Тарас Шевченко
  •  

Нет правил для хороших фотографий, есть только хорошие фотографии.

 

There are no rules for good photographs, there are only good photographs.

  Ансел Адамс[1]
  •  

Вы не снимаете фотографию, вы создаёте её.

 

You don’t take a photograph, you make it.

  — Ансел Адамс
  •  

Фото на документ: выпучил глаза как рыба <...>
Фото с закрытыми глазами ― убит или притворяется...[2]

  Генрих Сапгир, «Из альбома» (из книги «Сонеты на рубашках»), 1989
  •  

Фотография? Лёгкий ожог.[3]

  Борис Рыжий, «Фотография», 1996
  •  

Нигде не будет скучно, если ты выспался и у тебя с собой ролик неотснятой пленки.

  Роберт Адамс[4]
  •  

Наименее ценное, что вы можете сообщить фотографу — это то, что вам нравятся или не нравятся его работы.

  — Дэвид Бейлс
  •  

Фотография не является отражением реальности. Она есть реальность этого отражения.

  Жан-Люк Годар
  •  

 Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды.

  Анри Картье-Брессон
  •  

Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться.

  Анри Картье-Брессон
  •  

Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности.

  Анри Картье-Брессон
  •  

Твои первые 10 000 снимков — худшие.

  Анри Картье-Брессон
  •  

Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу.

  Анри Картье-Брессон
  •  

Забудь про камеру, забудь про объектив, забудь про всё это. Любой четырёхдолларовой камерой ты можешь снять лучшую фотографию. — Совет страстным фотографам

  Альберто Корда
  •  

Фотография на аватаре позволяет реваншироваться за фотографию в паспорте.

  Ашот Наданян
  •  

...фотограф — это не профессия... а состояние.

  — Александр Лапин, «Фотография как...»
  •  

Единственное, что вы можете сделать для получения классного снимка, — это подумать о нём до того, как щёлкнет затвор. — «Обучение»[5]

 

The only thing that leads to great photos is thinking about the photo before you take it.

  Кен Роквелл
  •  

Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.

  Ян Саудек
  •  

Это — спорт такой же волнующий, как охота на тигров или лотерея: то промах, то небывалое везенье, то несчастные дни, то целые фильмпаки, осененные благодатью; никогда не знаешь заранее, что будет. Я сильно подозреваю, что тут все дело в каком-то колдовстве или чуде, которое не зависит от нас и совершенно не в нашей власти. — «Человек и фотоаппарат»

  Карел Чапек
  •  

Установка и складывание штатива — один из самых трудных элементов искусства фотографирования. — «Человек и фотоаппарат»

  Карел Чапек
  •  

Если вы не дорожите и не способны любоваться простой, голой действительностью, лучше не устремляйте на нее своего объектива, которому самим господом богом положено правильно и отчетливо ее отражать (при условии, что вы не забыли сделать надлежащую наводку на резкость). — «Человек и фотоаппарат»

  Карел Чапек
  •  

Осознание преобразующей силы фотографии часто воплощается в популярных анекдотах вроде того, в котором восхищенный друг восклицает: «Ах, какой прелестный малыш!» Мать отвечает: «Да так, ничего особенного. Вот если бы ты увидел его фотографию!»

  Маршалл Маклюэн, «Понимание медиа. Внешние расширения человека», гл. 20[6]

Фотография в публицистике и документальной прозе

[править]
  •  

Споры вокруг различных типов фотоувеличителей, объективов равно как и дебаты между сторонниками аналоговой и цифровой фотографии — пустая трата времени. Тот, кто полагает, что специальное оборудование позволяет получать лучшие фотографии — забывает о главном: лучшие снимки делают лучшие фотографы. Фототехника никогда не будет являться определяющим фактором.

  — Брукс Дженсен, редактор журнала классической фотографии Lens Work
  •  

Когда-то свободу репортажной съемки сковывали недостаточная светосила объективов, малая чувствительность негативных материалов. И тогда приходилось останавливать действие и движение, усаживать снимающихся людей перед аппаратом, придавать им устойчивые, статичные позы.
Но чем объяснить появление таких снимков сегодня? Пожалуй, тем, что получать подобные кадры проще. Но какова их ценность? Остановленная, застывшая жизнь…
Нет, мы раз и навсегда откажемся от этой чуждой современному фотоискусству методики решения темы, поищем лучше еще, посмотрим, что предлагает нам жизнь. — «Беседы о фотомастерстве»[7]

  Л. Дыко
  •  

Основная проблема фотографии в том, что ее слишком много, просто чудовищно много. Как если бы все население планеты писало маслом или сочиняло стихи. Возможно ли в этом океане посредственного отыскать несколько капель настоящего, да и кому это по силам? — «Фотография как...»[8]

  Александр Лапин
  •  

Если раньше учиться фотографировать нужно было многие годы, сегодня из трех китов, на которых всегда держалась фотография — съемка, обработка пленки и печать, остался один, это фотосъемка. Даже профессионалы предпочитают проявлять и печатать в лаборатории, тем более что снимают практически все на цветную пленку. Причем время «умеющих снимать», по всей видимости, кончилось, снимать сегодня умеют все, потому что «умеет» сама камера. Это как самопишущая ручка, о которой всегда мечтали графоманы всех времен и народов. Количество настоящих фотографов, естественно, не увеличилось и увеличиться не может, зато количество средних, полупрофессионалов возросло необыкновенно. Они со своей «умной» камерой берутся за любую работу и соответственно уровень фотографии в периодических изданиях и на выставках опустился до среднего и ниже.
Но тогда что же такое настоящий фотограф, что он умеет, чего не могут сделать другие? И еще более сложный вопрос: а что такое талант фотографа, в чем он проявляется? Можно предложить новую триаду: умение осмысленно работать с камерой, умение видеть и умение зрительно мыслить. Причем первое условие есть не что иное, как способность быть умнее своей камеры. А можно иначе: умение замечать, умение понимать и умение строить. — «Фотография как...»

  — Александр Лапин
  •  

...фотография — это новое средство изображения реальности на плоской поверхности, гораздо в большей степени, нежели живопись и графика, похожее на саму эту реальность. Похожее — да, но никак не тождественное, это совсем не изображение собаки при помощи самой собаки (пример С. Образцова). Собака в жизни и ее изображение на фотобумаге не только не совпадают во всем многообразии цветов, форм, запахов, осязательных, двигательных ощущений и всего прочего, но зачастую просто совершенно не похожи. — «Фотография как...»

  — Александр Лапин
  •  

Как профессиональный сёрфер, имеющий дюжину досок, или профи-гитарист, у которого 23 грифа, художник может иметь несколько различных камер, каждую для своей цели. А другой художник может иметь только одну камеру, или вообще никакой. Это просто не имеет значения. … Художники используют любые виды фотокамер, включая камеры-обскуры и одноразовые, или 8х10 дюймов. Они используют тот инструмент, в котором они нуждаются, для того чтобы создать то, что они хотят. — «Семь уровней фотографов»[9]

 

Just like professional surfers who have a dozen boards or pro guitarists who have 23 axes, an artist may have a slew of cameras, each for a different purpose. Likewise, other artists may only have one camera, or none at all. It just doesn't matter. … Artists use any sort of camera, including pinholes and disposables, or 8 x 10s. They use whatever instrument they need to create what they want.

  Кен Роквелл
  •  

Люди знают, что машины сами не ездят, пишущие машинки сами не печатают романов, и что кисти Рембрандта сами не писали картин, так почему же некоторые думают, что фотоаппараты разгуливают там и сям и делают снимки сами по себе? Самая современная, экзотичная и дорогая машина сама по себе даже не может держаться нужной полосы дороги, и домой вас уж точно не довезёт. Какая навороченная ни была бы ваша камера, вы всё равно обязаны доставить её в нужное место в нужное время и направить в нужном направлении, чтобы получить нужный вам снимок. … Никогда не обвиняйте камеру в том, что она не умеет всего на свете, или ошиблась в экспозиции, или сделала нерезкий снимок. — «Почему ваш фотоаппарат не имеет значения»[10]

 

People know cars don't drive themselves, typewriters don't write novels by themselves and that Rembrandt's brushes didn't paint by themselves. So why do some otherwise intelligent people think cameras drive around and make pictures all by themselves? The most advanced, exotic and expensive car can't even stay in the same lane on the freeway by itself, much less drive you home. No matter how advanced your camera you still need to be responsible for getting it to the right place at the right time and pointing it in the right direction to get the photo you want. … Never blame a camera for not knowing everything or making a wrong exposure or fuzzy image.

  Кен Роквелл
  •  

В 1839 году Уильям Генри Фокс Толбот 261 выступил в Королевском Обществе с докладом, который назывался «Об искусстве фотогенического рисования, или о процессе, посредством коего природные объекты можно заставить прорисовывать самих себя без помощи карандаша художника». Он вполне сознавал, что фотография — своего рода автоматизация, устраняющая синтаксические процедуры ручки и карандаша. В меньшей степени он, вероятно, сознавал то, что привёл мир изображения в соответствие с новыми индустриальными процедурами. Ведь фотография отражала внешний мир автоматически, производя точно повторяемый визуальный образ. Именно это первостепенное качество единообразия и повторяемости создало Гутенбергов разрыв между Средневековьём и Возрождением. Фотография сыграла почти такую же решающую роль в создании разрыва между простым механическим индустриализмом и графической эпохой электронного человека.

  Маршалл Маклюэн, «Понимание медиа. Внешние расширения человека», гл. 20[6]
  •  

Если фонетический алфавит был техническим средством отделения устного слова от его звуковых и жестовых аспектов, то фотография и её превращение в кино вернули жест в человеческую технологию регистрации опыта. Фактически, фиксация остановленных человеческих поз с помощью фотографии направила на физическую и психическую позу больше внимания, чем когда бы то ни было раньше. Век фотографии, как никакая прежняя эпоха, стал эпохой жеста, мимики и танца.

  Маршалл Маклюэн, «Понимание медиа. Внешние расширения человека», гл. 20[6]
  •  

Революцию — быть может, даже великую — произвела фотография в традиционных искусствах. Художник не мог более изображать мир, который повсюду только и делали, что фотографировали. Вместо этого он обратился к раскрытию внутреннего творческого процесса в экспрессионизме и абстрактном искусстве. Подобным образом и романист не мог более описывать объекты или события для читателей, и так уже всё знавших о происходящем вокруг благодаря фотографии, прессе, кино и радио. Поэт и романист обратились к тем внутренним движениям души, с помощью которых мы достигаем озарения, делаем самих себя и строим свой мир. Таким образом, искусство перешло от внешнего копирования к внутреннему изготовлению.

  Маршалл Маклюэн, «Понимание медиа. Внешние расширения человека», гл. 20[6]

Фотография в психологии и философии

[править]
  •  

Потребность в истинном отражении присуща личности, лицу. Лицо ищет зеркало, которое не было бы кривым. Нарциссизм в известном смысле присущ лицу. Таким зеркалом, которое истинно отражает лицо, бывает, как уже сказано, лицо любящего. Лицо предполагает истинное общение. Есть что-то мучительное в фотографии. В ней лицо отражается не в другом лице, не в любящем, а в безразличном объекте, т. е. объективируется, выпадает из истинного существования.[11]

  Николай Бердяев, «Я и мир объектов», 1927
  •  

Однако, даже непредъявленная, фотография сохраняет силу достоверности. Мы ее не видим, но знаем, что она есть, знаем, что на ней изображено, знаем, какая интерпретация — усложненная, кладущая в основание аффект — вытекает из ее наличия. Иными словами, фотография — это по-прежнему уникат (говоря словами Беньямина) и даже попросту «уникум»: единственное в своем роде свидетельство не менее уникального переживания. Барт писал о фотографии, сознательно архаизируя ее, то есть выделяя в ней пласты чистые в феноменологическом и культурно-археологическом отношениях. Но если попытаться ее, наоборот, «модернизировать» — и это, похоже, стало возможно именно сегодня, когда фотография в ее прежнем обличье уходит, но, уходя, вскрывает весь потенциал заложенного в ней когда-то обещания[12]

  Елена Петровская, «Безымянные сообщества», 2008

Фотография в мемуарах, письмах и дневниковой прозе

[править]
  •  

«Лейка» куплена за 350 р., при помощи Швецовой…
…Родченко ходит довольный… «Думать о ней („Лейке“) такое удовольствие, когда вспомнишь, что она есть. Посижу, полюбуюсь… даже не верится, что она есть… Как это можно было сейчас купить…» Целый день она у него на столе стоит, и только к вечеру подошел к ней производственно… зарядил и сделал пробу… Теперь проявляет…
До чего это замечательный аппарат! Я и то ужасно взволнована была вчера и очень довольна… Проба вышла очень хорошо… даже контрастно очень — снимал при лампе… — дневник, , 25 ноября 1928 г.

  — Варвара Степанова, жена Александра Родченко
  •  

Гуляя однажды в этом районе, я слышал квохтание тетерки и сильно заподозрил, что тут где-нибудь у нее есть гнездо. Возможность встречи с тетеревами подсказала мне захватить на плёнку небольшие кусты, чтобы фотография потом передавала отчасти и условия жизни тетеревей. На фотографии видны небольшие кусты ивы, растущие по краю узкой, заболоченной низинки. Не знаю, всегда ли так бывает, но мне вспоминается, будто всегда я находил выводки вблизи болотинки или ручья. Ивовые кусты росли у края болотинки и переходили дальше в березовое редколесье с высокой травой. <...> Из осторожности, опасаясь, что молодые собаки могут сильно испугать тетерку, погнаться за ней, подавить яйца или молодых, мы решили сами поискать гнездо, а собак привязали возле замеченной осинки. Найдём мы гнездо или нет, на всякий случай я решил снять тетеревиный пейзаж с привязанными к осинке взволнованными нашим удалением собаками. Солнце показалось из-за облака, я поставил скорость 1/50 и взял ту же диафрагму 6,3. Я немного ошибся, надо было взять <меньше>, а то негатив слишком жёсткий. <...>
Оба выброшенных тёплых яйца я уложил обратно в гнездо, надел на объектив линзу для снимания больших предметов, согнул прутья ивы, улегся на них животом прицелился в визирь и ласково сказал все еще лежащей в неестественной позе Нерли:
— Нерлюшка, встань, понюхай, но смотри...
Она встала и пошла на гнездо. Я построже сказал:
— Смотри, ос-то-рож-но!
Она остановилась, и я снял гнездо в кусту при самой большой диафрагме в 3,5 со скоростью в 1/50 секунды.
(На полях) Охота с фотокамерой для меня всегда звучала чуть-чуть глуповато: за зверем охотиться, за птицей, за деньгами, за счастьем, — всё понимаю, но за изображением... вот так охота! Но охота за дичью этой весной была запрещена, я выписывал себе карманный аппарат из Германии не для того, чтобы с ним охотиться, а попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки, как изобразительный прием.[13]

  Михаил Пришвин, «Дневники», 1929
  •  

Трудно не заметить, как мы стараемся открыть все возможности в фотографии. Как в замечательном вымысле, во сне, до поражающей действительности мы открываем все чудеса фотографии. Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности. — «Фотография — искусство», 1934

  Александр Родченко
  •  

...Он пришёл к фотографии. Чёрная «Лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир. Мир привычный и обыденный — с новых точек. Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно. Вот он будет агитировать фотографией. За всё новое, молодое и оригинальное. — «Чёрное и белое», 1939

  Александр Родченко
  •  

Я часто думал, что если бы фотографировать было по-настоящему трудно, если бы создание простой фотографии требовало столько же времени и усилий, сколько создание хорошей акварели или гравюры — результат был бы значительное лучше. Сама легкость, с которой мы можем создать поверхностный образ, часто приводит к творческому краху.

 

I have often thought that if photography were difficult in the true sense of the term — meaning that the creation of a simple photograph would entail as much time and effort as the production of a good watercolor or etching — there would be a vast improvement in total output. The sheer ease with which we can produce a superficial image often leads to creative disaster.

  — Ансел Адамс
  •  

Вы вешаете фотоаппарат на шею с утра, когда обуваетесь, и вот он — придаток тела, который разделяет вашу жизнь с вами. Камера это инструмент, который учит людей видеть без камеры.

 

You put your camera around your neck in the morning, along with putting on your shoes, and there it is, an appendage of the body that shares your life with you. The camera is an instrument that teaches people how to see without a camera.

  Доротея Ланж[14]

Фотография в стихах

[править]
  •  

Фото: на холме жёлтый дом с белой колоннадой
Фотография учеников колледжа ― третий слева
Любительское: с девушкой на фоне чего-то
Он и ещё кто-то в комнате ― угол окна
Фото на документ: выпучил глаза как рыба
Фото: не похож на себя ― голый весь в мыле
Тот же вид ― другой ракурс ― пьян или не по себе
Фото с закрытыми глазами ― убит или притворяется...[2]

  Генрих Сапгир, «Из альбома» (из книги «Сонеты на рубашках»), 1989
  •  

… На скамейке, где сиживал тот ―
если сиживал ― гений курчавый,
ты сидишь, соискатель работ,
еще нищий, уже величавый.
Фотография? Лёгкий ожог. <...>
Пусть над тысячей бед и обид
стих то твердо звучит, то плаксиво.
Только помни того, кто стоит
по ту сторону объектива.[3]

  Борис Рыжий, «Фотография», 1996

Примечания

[править]
  1. Elizabeth T. Schoch. The everything digital photography book. — Adams Media Corporation, 2002
  2. 1 2 Сапгир Г. В. Избранное. — Библиотека новой русской поэзии, 1993 г. — 256 с.
  3. 1 2 Б. Б. Рыжий. «В кварталах дальних и печальных». Избранная лирика. Роттердамский дневник. — М.: Искусство – XXI век, 2012 г.
  4. Darkroom & Creative Camera Techniques, 05 '95
  5. Кен Роквелл, март 2010
  6. 1 2 3 4 Маршалл Маклюэн. Понимание медиа. Часть II. Гл. 20. Фотография. Бордель-без-стен
  7. Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп. — М.:Искусство, 1977
  8. Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 2003. - 296 с. ISBN 5-211-04456-8
  9. The Seven Levels of Photographers
  10. Your Camera Doesn't Matter
  11. Бердяев Н. А. «Русская идея». Москва, АСТ, 2007 г.
  12. Е. В. Петровская, Безымянные сообщества. — М.: ООО «Фаланстер», 2012 г.
  13. М. М. Пришвин. Дневники. 1928-1929. — М.: Русская книга, 2004 г.
  14. Elizabeth Partridge. Dorothea Lange: A Visual Life. — Smithsonian Books (DC), 1994