Гласность

Материал из Викицитатника
Логотип Википедии
В Википедии есть статья

Гла́сность — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Лозунг «гласности» (калька с французского «publicité») был одним из главных во время реформ Александра II[1]. Слово чаще всего используют применительно к политике гласности в СССР во время «перестройки» 1987—1991 годов, во многих языках — как неологизм (glasnost и т.п.).

Цитаты[править]

  •  

Гласность есть и будет всегда лучшей гарантией хорошего правительства, передаточной инстанцией между ним и волей народа.[2]

  Бенджамин Дизраэли
  •  

В свободных странах всё становится явным и сейчас же забывается; под гнётом абсолютизма всё скрывается и обо всём приходится догадываться. Поэтому замечают и запоминают малейшие подробности <…>. Нет поэтов более несчастных, чем те, кому суждено прозябать в условиях широчайшей гласности, ибо, когда всякий может говорить о чём угодно, поэту остаётся только молчать.[3]

  Астольф де Кюстин
  •  

Страху нет! нам нужен страх!.. ах, если бы нам этак хорошенький страшок! Говорю и повторяю, и вечно, пока жив, пока люблю царя моего, отечество, закон, правду, буду говорить здоровый за моим письменным столом, буду кричать больной с постели, с мушками и пиявками на затылке: страху нет! нам нужен страх!.. без хорошего страху нечего и думать о гражданской беспорочности, о деловой честности или нравственности. <…> Страх Божий не действует на кривые души и нечистые руки. Страх палки не в употреблении у образованных народов, да и опыт всех веков и народов довязал, что это пустой страх: палкою не хватишь тех, которые стоят подальше или ловко прячутся за ширмы, и, кроме того, палка не равно ко всем спинам прилагается… есть такие спины… <…> Страх суда? Это для кривых душ и нечистых рук — игрушка, а не пугало. <…> Одного только страху мы еще не испытывали, именно того, который явил чудеса в других образованных землях; который как рукой снял с них губительную язву деловой безнравственности везде, где только употребляли его в дело серьёзно и добросовестно; который возвратил полную силу закону и властям, обеспечив строгий порядок, удесятерил средства и могущество правительств, в сотни и тысячи раз умножил народные богатства: не испытывали еще страху гласности, страху общественного мнения…

  Осип Сенковский, «Листок Барона Брамбеуса» 22 декабря 1857
  •  

Гласность есть меч, который сам исцеляет наносимые им раны.[1]

  Владимир Ленин, «Разговор», 1913
  •  

Безгласность гласности в связи с отсутствием реакции на неё.[4]

  Аркадий Давидович
  •  

И во времена гласности народ безмолвствует.[4]

  — Аркадий Давидович
  •  

Митинг молчания в память о гласности.[4]

  — Аркадий Давидович
  •  

Цензура ранит сатиру, гласность добивает их обеих.[4]

  — Аркадий Давидович
  •  

Тотальная безгласность. <…>
В таких условиях власть может позволять себе всё. <…> Но, если гласность существует хотя бы в умеренном виде, с ней надо считаться. Нельзя совершать поступков, возмущающих многих людей даже в том случае, если люди молчат. Они молчат, но запоминают и копят недовольство, пока оно не достигнет краёв того сосуда, которое называется терпением.

  Владимир Войнович, «Фактор Мурзика», продолжение, 2018

1860-е[править]

  •  

Не пугались мы мглы,
Не стучали столы
Юма,
Гласность в люльке спала,
Хоть и с гласным была
Дума[5]Юм — американский спирит, приезжавший в Россию в конце 1850-х[5]

  Дмитрий Минаев, «Ах, где та сторона?..», 1860
  •  

Нам [раньше] вообще было не до смеху. Теперь дело другое. Теперь бог послал нам благодетельную гласность, и нам вдруг стало веселее. Мы как-то вдруг поняли, что всё это мефистофельство, все эти демонические начала мы как-то рано на себя напустили, что нам еще рано проклинать себя и отчаиваться…

  Фёдор Достоевский, «Ряд статей о русской литературе» (введение), 1861
  •  

Нет, я от гласности не прочь,
Но добросовестно-разумной,
Готовой истине помочь,
Не сплетнями, не бранью шумной;

Но речью, чуждою страстей,
Но хладнокровным правосудьем,
Чтоб слово в святости своей
Служило праведным орудьем.

Где гласность — будь и правота!
Но жрец и вещий ей не каждой.
Её правдивые уста
Не возгорят соблазнов жаждой.

Её возвышенный глагол
Не признаёт стремленьем к благу
Намеков едких произвол
И злоречивую отвагу.

  Пётр Вяземский, «Нет, я от гласности не прочь…», 1864
  •  

Эпоха гласности настала,
Во всём прогресс — но между тем
Блажен, кто рассуждает мало
И кто не думает совсем.[6]эта последняя строфа — перевод (1-2 строки — вольный) одноимённого стихотворения Ж. А. Шарлеманя (Les grandes vérités, 1796)[6]

 

3-4 строки: Heureux qui ne parle guères
Et qui n'en pense pas plus!

  Василий Курочкин, «Великие истины», 1866

В СССР[править]

  •  

— Что такое мир? <…> Раньше, конечно, мир означал войну. Теперь он означает поражение. Мы должны понемногу привыкать к мысли, что Океания больше не может оставаться такой, какой была. <…> Чтобы существовать дальше, мы должны измениться, приспособиться к новым условиям. А это означает, — он поднял указательный палец, — что должны прозвучать новые голоса. Немного критики, немного поэзии, а позже, может быть, и немного политики. Мы строим мост в будущее, прокладываем тропинку в более разумный мир.

  Дьёрдь Далош, «1985», 1982
  •  

… как только началась гласность — все как с цепи сорвались говорить правду.[7]

  Виктор Цой, интервью
  •  

ПОЛУ-Гласность,
ПОЛУ-так:
ПОЛУ-ясность —
ПОЛУ-мрак, <…>
ПОЛУ-кругом голова.
ПОЛУ-говорит Москва.

  Игорь Тальков, «Полу-гласность», 19 октября 1988
  •  

Товарищ верь, пройдёт она,
Так называемая гласность!
И вот тогда госбезопасность
Припомнит ваши имена[8]

  — анонимная эпиграмма
  •  

Гласность вопиющего в пустыне. — Сергей Довлатов, «Соло на IBM»

  Вагрич Бахчанян
  •  

Гласность — это правда, умноженная на безнаказанность.

  Сергей Довлатов, «Соло на IBM», 1990
  •  

Все кричат — гласность, гласность! А где же тогда статьи, направленные против гласности?

  — там же
  •  

Гласность есть, а вот слышимость плохая. Многие думают: чтобы быть услышанным, надо выступать хором. Ясно, что это не так. Только одинокие голоса мы слышим. Только солисты внушают доверие.

  — там же
  •  

… вначале было впечатление, что советское общество проснулось, и это чрезвычайно обнадёживало, но когда оно, как ребёнок, заговорило, язык его оказался весьма удручающ.

  — Владимир Войнович, «Из русской литературы я не уезжал никуда», 1991
  •  

Куда нам плыть?
По-прежнему неясно.
Зато об этом говорить
Теперь мы можем гласно.

  — Владимир Войнович, «Сказка о пароходе», 1991
  •  

Блудословие заткнуло рот гласности.[4]

  — Аркадий Давидович
  •  

От гласности остался кляп.[4]

  — Аркадий Давидович
  •  

На Западе была так называемая «свобода слова». Вводить её сразу было слишком стрёмно, и потому была придумана гласность. То есть теоретически можно и нужно было оглашать что угодно.

  Александр Житинский, «Цой forever», 2009
  •  

Передовую часть прессы словно полили живой водой.

  Михаил Задорнов, «Всё не так просто», 2011

Александр Солженицын[править]

  •  

… «клевета с трибуны», которой в открытом обществе никак не применить, потому что обвиняемый может всегда ответить, а в нашем закрытом — форма беспромашная и убойная: печать хранит молчание (это — для Запада, чтобы к травле не привлекалось внимание), а на закрытых собраниях и инструктажах ораторы по единой команде произносят многозначительно и уверенно любую ложь о неугодном человеке. Он же не только доступа не имеет на те собрания и инструктажи — для ответа, но долгое время не знает даже, где и что о нём говорили, лишь застаёт себя охваченным стеною глухой клеветы. <…>
Нет, не тупая голова это придумала: в стране безгласности использовать для удушения личности не прямо тайную полицию, а контролируемую малую гласность — так сказать, номенклатурную гласность. Обещались те же результаты, и без скандала ареста: удушить, но постепенно.

  — «Бодался телёнок с дубом», 1967
  •  

Гласность, честная и полная гласность — вот первое условие здоровья всякого общества, и нашего тоже. И кто не хочет нашей стране гласности — тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности — тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там.

  Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР, 1969
  •  

А — славные движущие силы гласности и перестройки? В ряду этих модных слов — нет слова очищение. И вот в новую гласность кинулись и все грязные уста, которые десятилетиями обслуживали тоталитаризм. Из каждых четырёх трубадуров сегодняшней гласности — трое недавних угодников брежневщины, — и кто из них произнёс слово собственного раскаяния вместо проклятий безликому «застою»?

  — «Как нам обустроить Россию?», 1990
  •  

И гласность — это не великая заслуга Горбачёва, а его недальновидный манёвр. Он вовсе не думал действительно дать народу свободу слова, свободу выражения мыслей. Он по своей близорукости предполагал, что это будет такая небольшая гласность для столичной интеллигенции. И при поддержке интеллигенции он немножко воздействует, сдвинет те крайние твердолобые круги номенклатуры, которые не хотят уже совсем ничего менять.
Такой же план был у него и относительно Восточной Европы. Слегка-слегка сдвинуть номенклатуру, чуть-чуть сделать её более гибкой, мягкой. А вместо этого там сразу произошли «бархатные революции». И Горбачёву ничего не осталось, как сделать хорошую мину при плохой игре: как будто это он и хотел освободить Восточную Европу. Точно так же он не понял, что гласность, введённая в Советском Союзе, немедленно даст вспышку всех национальных чувств. Что и дало дальше вскоре развал Советского Союза.

  интервью «Die Weltwoche» 13 сентября 1993
  •  

Столичная интеллигенция, получив гласность, кинулась сразу друг друга грызть вместо того, чтобы активнее использовать гласность для расчистки от коммунизма, <…> а номенклатура только руки потирала и занимала нужные места.

  выступление в новосибирском Академгородке 28 июня 1994
  •  

Немало было разумных путей постепенного осторожного выхода из-под большевицких глыб. Горбачёв избрал путь — самый неискренний и самый хаотический. <…> И этакую свою «перестройку» Горбачёв сопроводил «гласностью», в близоруком расчёте на единственное следствие: получить интеллигенцию в союзники против уж крайних зубров коммунизма, не хотящих понять и собственной пользы от перестройки (другой системы кормушек). Он и во сне представить не мог, что этой гласностью одновременно же распахивает ворота всем яростным национализмам. (В 1974, в сборнике «Из-под глыб» мы предсказывали, что национальной ненавистью СССР поджечь очень легко.)

  «Русский вопрос» к концу XX века, 1994

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1 2 Большой словарь цитат и крылатых выражений / составитель К. В. Душенко. — М.: Эксмо, 2011.
  2. Энциклопедия мудрости / составитель Н. Я. Хоромин. — Киев: книгоиздательство «Пантеон» О. Михайловскаго, 1918. — (переизд.: Энциклопедия мысли. — М.: Русская книга, 1994.)
  3. Универсальный цитатник политика и журналиста / составитель К. В. Душенко. — М.: Эксмо, 2003.
  4. 1 2 3 4 5 6 Аркадий Давидович. 5000 афоризмов (отобрал Владимир Шойхер), 08.2012.
  5. 1 2 Поэты «Искры». Т. 2. — Изд. 2-е. — Л.: Советский писатель, 1955. — Библиотека поэта. Большая серия. — С. 59, 1031.
  6. 1 2 Поэты «Искры». Т. 1. — 1955. — С. 324, 761.
  7. Виктор Цой: «У нас у всех есть какое-то чутье…»]] // Рио. — 1988. — № 19 (сентябрь).
  8. Эпиграмма. Антология Сатиры и Юмора России ХХ века. Т. 41. — М.: Эксмо, 2005. — С. 354. — 8000 экз.