Человек, который смеётся
Перейти к навигации
Перейти к поиску
«Человек, который смеётся» (фр. L'Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчета в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребенок.
Цитаты[править]
- Любовь – закон. Сладострастие – западня. Опьянение и пьянство – две разные вещи. Желать определённую женщину – опьянение. Желать женщину вообще – то же, что пьянство.
- Будучи нелюдимым и вместе с тем словоохотливым, не желая никого видеть, но испытывать потребность поговорить с кем-нибудь, он выходил из затруднения, беседуя сам с собою.
- Я слишком стар, чтобы нравиться женщинам, но достаточно богат, чтобы оплачивать их.
- Порою радость бывает самым отвратительным чувством.
- Находясь на вершине горы, мы всматриваемся в пропасть. Упав в бездну, созерцаем небо.
- То, что гаснет здесь, вновь зажигается там.
- Девиз тиранов – «Если враг не сдается, его уничтожают».
- Тут искушает бездна, и она так сильна, что ад надеется совратить здесь рай и дьявол возносит сюда бога.
- Общество – это мир, в котором живет наше тело, природа – мир нашей души.
- Человек, много думающий, часто бывает бездеятельным.
- Судьба никогда не отворяет одной двери, не захлопнув прежде другой.
- Бог тоже слеп – в день сотворения мира он не увидел, как в его творение затесался дьявол.
- Собака— экое странное животное! – потеет языком и улыбается хвостом.
- Молчание – правило мудрости.
- Мир – он всегда будет таким, каков он есть; на земле все будет идти достаточно дурно и без твоего содействия.
- Волк никогда не кусался, с человеком же это порою случалось.
- Если человек, измученный жестокой душевной бурей, судорожно сопротивляясь натиску нежданных бедствий, не зная, жив ли он или мертв, все же способен с бережной заботливостью относиться к любимому существу — это верный признак истинно прекрасного сердца.
- Подобно тому, как стрела, выпущенная из лука, с роковою силою устремляется к цели, так и человек, истерзанный разочарованиями, устремляется к истине.
- Не все казни совершаются на эшафотах, и любое сборище людей, будь то уличная толпа или законодательная палата, всегда имеет наготове палача: палач этот — сарказм.
- Нет пытки, которая сравнялась бы с пыткой глумления.
- Тщеславие — страшная сила, действующая внутри нас, но против нас же самих.
- Объясняя свои смелые поступки, люди только умаляют их.
- Ничто не поражает с такой силой как роскошь, когда её видишь первый раз.
- В любви главное — привычка. В ней сосредотачивается вся жизнь. Ежедневное появление солнца — привычка вселенной. Вселенная — влюбленная женщина, и солнце — её возлюбленный.
- Нет почти никакой возможности выразить точными словами неясные процессы, протекающие в нашем мозгу. Слова неудобны именно тем, что очертания их резче, чем контуры мысли. Не имея четких контуров, мысли зачастую сливаются друг с другом; слова — иное дело. Поэтому какая-то смутная часть нашей души всегда ускользает от слов. Слово имеет границы, у мысли их нет.
- Будь храбр, как птица, и болтлив, как рыба.
- Лицо человека отражает на себе состояние его совести и всю его жизнь: оно — итог множества таинственных воздействий, из которых каждое оставляет на нем свой след.
- Быть кому — либо обязанным — значит попасть в рабскую зависимость.
- Жизнь напоминает маятник. Тяготеть к чему-либо — значит качаться из стороны в сторону. Один полюс стремится к другому.
- Легко добиться счастья тому, у кого вместо позвоночного столба гибкая тростинка.
- Иногда вторым быть труднее, чем первым. Для этого нужно меньше гениальности, но больше отваги. Первый, упоенный новизной, может не знать размеров угрожающей ему опасности, второй же видит пропасть и все же бросается в нее.
- Девушка властвует над женихом, а жена подчиняется мужу.
- То, что от вас все равно не уйдет, не внушает вам ни малейшего желания торопиться.
- Будь сумасшедшим, если тебе так нравится… Это — право каждого из нас.
- Удивляются только ограниченные люди.
- Когда смерть так близка, потолок над головой начинает казаться крышкой гроба
- Отхаркнешься поучительным изречением — станет легче.
- Люди ненавидят. Надо же что-нибудь делать.
- В беспредельном и смутном мраке чувствуется присутствие чего-то или кого-то, но от этого живого веет на нас холодом смерти. Когда закончится наш земной путь, когда этот мрак станет нам светом, тогда и мы станем частью этого неведомого мира.
- Два судорожных движения рта действуют заразительно: это смех и зевота.
- Право человека на слезы не знает давности.
- Первая слеза пролагает дорогу другим.
- То, что постигаешь в минуту кончины, похоже на то, что видишь при вспышке молнии. Сначала — все, потом — ничего. И видишь, и не видишь. После смерти наши глаза опять откроются, и то, что было молнией, станет солнцем.
- То, что содеяно против ребенка, — содеяно против Бога.
- Чудовищное тоже бывает в своем роде совершенным.
- Всякий подъём вознаграждается спуском.
- На руке сна есть перст смерти.
- Когда перед нашим взором смутно возникают тайны бытия — небо, бездна, жизнь, могила, вечность, — все сущее воспринимается нами как нечто недоступное, запретное, огражденное от нас стеной. Когда разверзается бесконечность, все двери в мир оказываются запертыми.
- Унижение человека ведет к лишению его человеческого облика.
- Усилия, которые затрачивает человек в погоне за весельем, заслуживают порой внимания философа.
- Быть жестоким считалось в порядке вещей. Беспощадность была исконным свойством судей, а жестокосердие — их второй натурой.
- Цена помощи определяется ценой жертвы.
- Совесть любящего мужчины - ангел-хранитель любимой им женщины.
- Смелое подглядывание - храбрость робких.
- Опасность, которой удалось избежать, предрасполагает к болтливости.
- Пьяные мужчины мерзки, пьяные женщины омерзительны.
- Мы часто находим какой-то смысл в случайных совпадениях и строим на этом основании как будто правдоподобные догадки.
- Нет никого безжалостнее перепуганного труса.
- Я не очень-то верю в Бога, но когда он совершает добрые поступки, что случается с ним не каждый день, я готов склониться к мысли, что он существует.
- Чем выше поднимается он, тем больше становится его долг по отношению к окружающим. Расширение прав влечёт за собой увеличение обязанностей.
- Принято думать, будто всякое ощущение постепенно притупляется. Ошибочное мнение. Это равносильно утверждению, что азотная кислота, медленно стекая на рану, успокаивает боль...
- Порабощающая власть красоты. Когда красота перестаёт быть идеалом и становится чувственным соблазном, близость её губительна для человека.
- В любви особенно восхитительны паузы. Как будто в эти минуты накопляется нежность, прорывающаяся потом сладостными излияниями.
- Вы счастливы? Это почти преступление. Я уже предупреждал вас. Вы счастливы? Тогда старайтесь, чтобы вас никто не видел. Занимайте как можно меньше места. Счастье должно забиваться в самый тесный угол. Съёжьтесь ещё больше, станьте ещё незаметнее. Чем незначительнее человек, тем больше счастья перепадает ему от Бога. Счастливые люди должны прятаться, как воры.
- Почему говорят: "влюблённый"? Надо было бы говорить: "одержимый". Быть одержимым дьяволом - исключение; быть одержимым женщиной - общее правило. Всякий мужчина подвержен этой потере собственной личности. Какая волшебница - женщина! Настоящее имя любви - плен!
- Женщина пленяет нас душой. И плотью. И порой плотью больше, чем душой. Душа - возлюбленная, плоть - любовница!
- На дьявола клевещут. Не он искушал Еву. Это Ева ввела его в искушение. Почин принадлежал женщине. Люцифер преспокойно шёл мимо. Он увидел женщину и превратился в Сатану.
- Баркильфедро, неудачливый кандидат в священнослужители, учился всему понемногу, а потому, как это бывает в подобных случаях, не знал ничего. Можно стать жертвой мнимого всезнайства.
- Ум, как и природа, не терпит пустоты. Природа заполняет пустоту любовью; ум нередко прибегает для этого к ненависти. Ненависть даёт ему пищу.
- Существует ненависть ради ненависти; искусство ради искусства более свойственно натуре человека, чем принято думать.
- Беспричинная ненависть ужасна. Это ненависть, которая находит удовлетворение в самой себе.
- Ненависть сладостна сама по себе, и на некоторое время её хватает, но в конце концов она должна устремиться на определённый предмет. Злоба беспредметная истощает, как всякое наслаждение в одиночестве. Она похожа на стрельбу холостыми патронами. Эта игра увлекает лишь в том случае, если можно пронзить чьё-либо сердце. Нельзя ненавидеть только ради того, чтобы прослыть ненавистником. Необходима цель - мужчина или женщина, кто-то, кого стремишься погубить.
- Растление совести нежданной удачей наблюдается довольно часто.
- Невзгоды не так пагубны для человека, как благополучие.
- Хорошая натура созревает, дурная — растлевается.
- Тёплая постель обладает способностью превращать человеческое сердце в камень.
- Чтобы мы не впали в полное отчаяние, чтобы заставить нас добровольно влачить это глупое существование, чтобы мы не воспользовались великолепным случаем повеситься на первой попавшейся верёвке и гвозде, природа нет-нет да и прикинется, будто она непрочь и позаботиться о человеке <...> Порою луч зари или стакан джина вызывает у нас обманчивые мечты о счастье. Узенькая полоска добра окаймляет огромный саван зла.
- Кто читает, тот мыслит, а кто мыслит, тот рассуждает.
- Истинная любовь не знает пресыщения.
- Заставить людей смеяться — значит дать им забвение. И разве не благодетель человечества тот, кто дарит людям забвение?
- Рай богатых создан из ада бедных.
- Пустой желудок дурно отражается на нашем душевном состоянии.
- Совершить преступление и хвастаться им — к этому сводится вся история.
- Кто порождает всякие привилегии? Случай. А что порождают они? Злоупотребления.