Перейти к содержанию

Алексей Борисович Парыгин

Материал из Викицитатника
Алексей Борисович Парыгин
Статья в Википедии
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

Алексе́й Бори́сович Па́рыгин (2 декабря 1964, Ленинград) — российский художник: живописец, график, художник книги, скульптор, педагог. Исследователь искусства: автор статей по истории печатной графики и монографии Искусство шелкографии. XX век. История, феноменология, техники, имена (2010). Организатор арт-объединения Невский-25. Коллекционер графики. Куратор ряда крупных групповых выставок — Город как субъективность художника (2020). Автор ряда изданий в формате книга художника: Песок (1989), Цветные звуки (1989), Зелёная книга (1989), Моя мансарда (1990) созданных в сквот-мастерской Невский-25, как и многих других. Основные персональные проекты: Созерцание денег (1998), арт-перформанс 312/20 (2001), Искусство — это бизнес (2000), Искусство в лесу (2005), Проект Постурбанизм (2010). Автор социально-философской концепции — Постурбанизм.

Цитаты

[править]
Сияние. 2018, б., акварель
Гравюры / В процессе печати. 2019
Something I, 2019, б., шелкография
Фрагмент экспозиции выставки. СПб. Пушкинская-10. 2022
Окраина, 1989, б., шелкография
Александро-Невская лавра в конце октября, 1982, б., акварель, тушь, перо
  •  

Русский музей создавался при непосредственном участии художников: представителей Мира искусства, Передвижников. И теперь художникам уже следующего поколения, ныне живущим, запрещают вход свободный в это пространство.

  — Алексей Парыгин (2024)[1]
  •  

Мне кажется, надо всё таки что-то сделать в искусстве и тогда ты останешься, хотя бы в своём воображении, на какое-то время, бессмертным. И это не так уж и плохо.

  — Алексей Парыгин (2023)[2]
  •  

Девяносто лет Союзу <...> Я здесь уже больше тридцати лет — в Союзе художников. За эти тридцать лет, с одной стороны, много что изменилось, с другой стороны, когда ты находишься внутри этого пространства, как будто бы, особенно ничего и не меняется.

  — Алексей Парыгин (2022)[3]
  •  

Одна из работ, которая мне интересна и которая уже очень давно, уже много лет, висит у меня прямо над столом <...> Это гравюра шестнадцатого века, иальянская. Можно сказать, что это такой путеводитель по античной мифологии. Вот Нептун у нас здесь, вот Афродита такая странненькая.

  — Алексей Парыгин (2022)[4]
  •  

Люди и целые группы, лишенные внятного образования и культуры, в современном обществе имеют значительные рычаги влияния и способны поставить под сомнение все, что сочтут для себя лишним, даже классическое искусство.

  — Алексей Парыгин (2021)[5]
  •  

...ситуация с Эрмитажем — лишь симптом, обозначающий вектор направления в движении современного общества к идеалу стерильного и бессмысленного мира. И это глобальный общемировой процесс, который начался не сегодня и не вчера.

  — Алексей Парыгин (2021)[6]
  •  

Моя коллекция графики и artist's books начала складываться стихийно и почти самопроизвольно в середине 1980-х годов. Самые первые работы были подарены друзьями-художниками. Со временем, интерес к аккумулированию искусства стал более осознанным, системным и самозначимым, иной раз — полным страстного азарта. Постепенно я стал приобретать, насколько позволяли возможности, работы мастеров которых никогда не знал, да и не мог знать, но которые были мне чем-то интересны, близки или полезны как художнику — атипичностью пластического языка, идеями и сюжетами; или наоборот — их работы, не отличаясь острой индивидуальностью, являются квинтэссенцией духа ушедшего времени.

  — Алексей Парыгин (2020)[7]
  •  

...любой мегаполис — это всегда отчасти Вавилон. Мир находится в постоянном броуновском движении. Все перемешано, постоянно разрушается, затем собирается и вновь разрушается, чтобы сложиться в новую комбинацию. Большой город сочетает в своем чреве самые разные движения и тенденции, старое и новое, нации, гендеры и религии. Диалог и конфликт одновременно. Единство, построенное на дополнении и контрасте,достигнутое благодаря различиям.

  — Алексей Парыгин (2020)[8]
  •  

Проблема взаимозависимости личности и города как никогда актуальна. Если в начале XX века большинство людей стремилось за лучшей жизнью в крупные города, то сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию — осознанное желание покинуть мегаполисы, уйти и раствориться в природе. Грядет эпоха постурбанизма.

  — Алексей Парыгин (2020)[9]
  •  

Печатная графика — труд одновременно азартный и интеллектуальный, логичный и последовательный, требующий идеального знания технологии процесса. Свобода и легкость, как в джазовой импровизации, невозможны без высокого профессионального мастерства и точного понимания, и ощущения структуры всей композиции. Работа с эскизами, раскладка по цветам, необходимость видеть весь процесс, от начала до конца, в динамике, с возможными вариантами, формирует аналитический склад ума.

  — Алексей Парыгин (2020)[10]
  •  

Смысл работы студента не в создании иллюзорно убедительной картинки, не в стремлении к поверхностному натуроподобию, но в осознании структуры и логики организации, сущностном проникновении в плоть композиции, и в таланте её индивидуальной трактовки.

  — Алексей Парыгин (2020)[11]
  •  

В моей собственной практической работе «книга художника» занимает значительное место уже много лет. Три первые книжки в этом формате были сделаны мной в сквот-мастерской Невский-25 (Санкт-Петербург) в 1989 году: «Песок», «Цветные звуки» и «Зеленая книга». В 1990 году к ним добавилось еще два издания «Моя мансарда» и «Красные карлики». Структурно это достаточно традиционные вещи. Четыре первых работы (за исключением «Красных карликов») были построены на собственных стихотворных текстах 1986-1989 годов.

  — Алексей Парыгин (2015)[12]
  •  

У меня от азартных игр остались лишь ностальгические воспоминания. Например, о любимой игре пионеров и школьников Советского союза под названием «Трясучка»: в перемену в прокурененом туалете один пионер тряс в ладонях 5 — 6 монет, второй пионер вслух произносил «орёл» или «решка», после чего первый раскрывал ладони — выигрывал тот, кто угадывал расклад монет.

  — Алексей Парыгин (2012)[13]
  •  

Основной принцип обучения был сформулирован мной следующим образом: от рисования простых натурных, постепенно усложняющихся постановок, плавный переход к сложным композициям, с установкой на более осознанную и творческую работу с пластической формой и цвето-тональными отношениями. Развитие свободного и креативного композиционного мышления в материале как основная цель всего обучения и, соответственно, критерий качества создаваемого студентами материала. Цель — не поверхностное натуроподобие, но понимание структуры и логики организации, сущностное проникновение в плоть композиции, индивидуальность трактовки.

  — Алексей Парыгин (2011)[14]

Об Алексее Парыгине

[править]
  •  

Черно-белая рукописная книга Крученых и полная цвета, флоральных мотивов и разноцветных знаков – Парыгина. Почему?
Вспомним разноцветные фрагменты стихотворной машинописи в книге Алексея «Моя мансарда», эксперименты начала XX века Скрябина со светомузыкой, яркие коллажные работы супрематистов этого же времени. Звукосочетания, сочиненные Крученых, и свето/цветозвуки Скрябина; запущенные в эволюцию, как капсулы времени, они подхватываются и визуализируются художником XXI века, отстаивающего право культуры возвращаться к истокам, в «неязыковое состояние вещей», по Шкловскому. Буквы, единицы-минимумы слова, превращаются во что-то самоценное, в знак или даже в орнамент. Это сближает их со знаками, орнаментами на ритуальных масках, изучением, собирательством и (вос)созданием которых Парыгин последовательно занимается уже несколько десятилетий.

  Татьяна Данильянц (2023)[15]
  •  

Ему свойственна редкая способность преобразования спонтанного эмоционального чувства в зримую композиционную импровизацию, воплощаемую затем с педантичным профессиональным расчетом. Логика мастерства и эмоция уживаются у него в органическом единстве, вполне герметичном и не предполагающем наличие какого-либо третьего элемента. Его графические листы внутренне строятся на музыкальной основе и могут быть уподоблены авангардному джазу, с характерной для него имманентностью, с модальной импровизацией и атональностью, потеснившими гармонию в её классическом понимании

  Дмитрий Северюхин (2021)[16]
  •  

Постурбанистической назвал свою серию работ «PostUrban» (2019) Алексей Парыгин. Насыщенные сети автомобильных дорог, железнодорожных путей, веток метро и линий электропередач трансформируются в абстрактные композиции – регулярные структуры декоративных линий. В эпоху «искусства после смерти искусства» линия приобретает автономное, самостоятельное значение, и художник просто выпускает ее «погулять», как это делал когда-то Пауль Клее.

  Николай Кононихин (2020)[17]
  •  

Его произведения свидетельствуют о высокой культуре, эрудиции и вкусе, поэтому, кажется, трудно отдать чему-либо предпочтение. Тем более что он любит работать «вариантами» над той или иной «пластической темой», как он сам выражается, в разных техниках, возвращаясь к ней в разные периоды творчества. Он считает, что «пластическая тема» — это знак «пластического состояния», которое, возникая, воплощается в таких случаях совершенно по-разному, сохраняя основное — знак. Наверное, этот знак совсем по-соссюровски содержит в себе и обозначаемое, и обозначающее.

  Николай Благодатов (2002)[18]
  •  

С моей точки зрения очень серьезная, достойная и профессиональная выставка. Приятно, что ощущается основательная культура цвета, …есть настойчивое стремление выразить свои ощущения жизни, свое художественное видение.

  Михаил Герман (1991)[19]
  •  

Изменяется само назначение сюжета — его создаёт не действие, а взаимодействие мельчайших примет ежедневного тока жизни.
Они составляют новую поэтику, которая невольно спорит с привычными эстетическими стереотипами. Например, всем нам кажется само собой разумеющимся восторженное преклонение перед классической красотой Петербурга-Ленинграда, его гармонией и державным величием. И на этой выставке встречаются вариации подобного образного строя. Но вот висит «Ночной Невский» А. Парыгина. Грубо-шершавая фактура, темная бездна. Во мраке вспыхивают тревожные огни, они порождают резкое душевное напряжение. Ни о каком царственном великолепии городского ландшафта и не помышляешь — оно не то чтобы отбрасывается или отрицается, но уходит куда-то за кулисы, уступая место драматизму современного мироощущения. Изображен-то не «город-музей» для любопытствующих экскурсантов, а среда жизни наших дней, где ищут, любят, борются, страдают. Это и определяет восприятие.

  Александр Каменский (1988)[20]

Примечания

[править]
  1. Художники Петербурга просят Минкульт вернуть им бесплатное посещение музеев / НТВ Санкт-Петербург. «Сегодня в Санкт-Петербурге». Корреспондент Лана Конокотина. 2024, 28 февраля.
  2. Бессмертное искусство. Лана Конокотина. НТВ — Санкт-Петербург. «Сегодня в Санкт-Петербурге». 2022, 9 февраля.16:20
  3. Петербургский Союз художников отмечает 90-летие грандиозной выставкой. Лана Конокотина (интервью). НТВ — Санкт-Петербург. «Сегодня в Санкт-Петербурге». 2022, 2 июня. 16:30.
  4. Мир графики. Лана Конокотина (интервью). НТВ — Санкт-Петербург. «Сегодня в Санкт-Петербурге». 2022, 10 января. 19:30.
  5. „Россия докатилась до новой этики“: художник Парыгин назвал жалобы на „обнажёнку“ в Эрмитаже декларацией варварства. Интервью Алексея Парыгина Анжеле Новосельцевой. Росбалт. — 2021, 8 апреля. 19:05.
  6. „Россия докатилась до новой этики“: художник Парыгин назвал жалобы на „обнажёнку“ в Эрмитаже декларацией варварства. Интервью Алексея Парыгина Анжеле Новосельцевой. Росбалт. — 2021, 8 апреля. 19:05.
  7. Парыгин А. Б. Частная коллекция Алексея Парыгина / Погарский М. Книга художника [х]. Том III. Практика. — М.: Треугольное колесо — 2021. — С. 252
  8. Любой мегаполис — это всегда отчасти Вавилон. В будущем нас ждет эпоха постурбанизма, и многие люди будут стремиться уехать из больших городов. Интервью с художником Алексеем Парыгиным. Росбалт (беседовала Анжела Новосельцева). — 2020, 22 октября.
  9. Любой мегаполис — это всегда отчасти Вавилон. В будущем нас ждет эпоха постурбанизма, и многие люди будут стремиться уехать из больших городов. Интервью с художником Алексеем Парыгиным. Росбалт (беседовала Анжела Новосельцева). — 2020, 22 октября.
  10. Парыгин А. Б. Печатная графика между «вчера» и «завтра» / Печатная графика Санкт-Петербургских художников // Каталог. Авт. вст. ст.: А. Б. Парыгин, Н. Ю. Кононихин. СПб: СПб СХ. — 2020. — 192 с., цв. ил. С. 3.
  11. Парыгин А. Б. Искусство авангарда в системе обучения студентов-средовиков. В сб.: Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков. — М.: БуксМАрт, 2020. — 184 с. — С. 133
  12. Парыгин А. Б. Книга художника как форма искусства // Искусство печатной графики: история и современность. В сб. н. ст. по мат. н-конф. Четвертые казанские искусствоведческие чтения 19-20 ноября 2015. — Казань: ГМИИ РТ, 2015. — С. 77
  13. Эмилия Кундышева — Вы азартный человек? (интервью) // Город (812). — СПб. № 10 (163). 2012, 26 марта. — С. 6
  14. Парыгин А. Б. Живописно-пластические идеи раннего авангарда в высшей школе / сб. н. статей по материалам научной конференции Актуальные проблемы изучения творчества И. И. Машкова и художников «Бубнового валета». — В.: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова, 2011. — С. 308
  15. Данильянц Т. С. Коммуникативные стратегии «книги художника» (На примере творчества Алексея Парыгина) // Сборник материалов тринадцатой научно-практической конференции / под ред. А. К. Кононова. — «Трауготовские чтения 2023». — СПб.: БКГ, 2024. — 424 с. — С. 337.
  16. Северюхин Д. Я. Постурбанизм или архаика будущего. — Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 67, СПб: АИС, 2021. — С. 65.
  17. Кононихин Н. Ю. Эстамп – уходящая натура. Вст. ст. к каталогу / Печатная графика Санкт-Петербургских художников. СПб: СПб СХ. — 2020. — С. 12.
  18. Благодатов Н. Искусство — это поиск, поиск — это искусство. — Нева, № 2, 2002. — С. 254.
  19. Цит. по: Равноденствие II/ Буклет к выставке. — СПб, 2003.
  20. Что значит быть современным? Ответ на этот вопрос ищут молодые художники. — Правда, 9 сентября 1988.

Ссылки

[править]