Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков
Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить. (Карл Маркс)
Совесть — официальное название трусости. (Оскар Уайльд)
Проснулся утром. За окном — унылый пейзаж маленького города, где люди живут как кроты в норах. Обыкновенный день, всё, как всегда. Но призрак сомнения ещё маячил в сознании, не желая исчезать с первым криком петухов. Ради чего мучился полгода: голодал в Папуа, спал на тротуаре в компании индонезийских бомжей, мёрз ночами в Китае? Ведь шоколадной медалью не наградят и пособие как бомж-интернационалисту не назначат. Кто заставляет меня делать это? Быть может собственная глупость? Но нет, пожалуй, её сестра — совесть. И я вновь принялся за работу. — «Полгода по островам... и странам».
Бессовестностью принято называть такое состояние индивидуального нравственного сознания, когда субъект слышит предостерегающий и осуждающий голос, но не прислушивается к нему, т. е. не придает ему значения. Свойством характера бессовестность становится у лиц истерического и эпилептоидного типа. В первом случае чрезвычайно сильная способность к вытеснению позволяет легко и прочно забыть о том, «чего они не желают знать»[6]: о собственной вине, о страданиях причиненных другому человеку, данных обещаниях и т. п. Во втором случае наблюдается бесконтрольная, деспотическая власть простейших влечений при полном или почти полном отсутствии способности сдерживать и обуздывать их. В поведении лиц данного типа совесть не оказывает ни сдерживающего, ни предупреждающего воздействия, потому что у них не развита способность к самоконтролю вообще. Это как раз та ситуация, когда наказание является единственно возможным способом удержать поведение в приемлемых рамках.