Уважая выгодность положения Егошихинского завода и способность места сего для учреждения в нём губернского города … предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить на сем месте, наименовав оный Пермь.
Жителей оказалось: в Перми 11381 мужчина и 8175 женщин, всего 19556 человек; в Мотовилихинском заводе 4399 мужчин и 4321 женщина, всего 8725 человек; в деревнях Данилихе, Горках, Ермолаевой и Горюшках 385 мужчин и 421 женщина. В Перми было 14 церквей, до 40 каменных и до 2900 деревянных домов, лавок 353. — Из переписи населения 1868 года.
Пожар, уничтоживший в августе 1842 г. значительную часть города Казани, произвёл странное впечатление на пермяков. Почему-то большая часть их стали высказывать опасение и за Пермь. <…> После пожара 12 сентября жителей города обуял такой панический страх, что некоторые из них считали даже излишним приготовлять что-нибудь к спасению от предстоящей беды; они были уверены, что это было совершенно излишне, что, куда бы они ни вывозили свои имущества, всё равно они будут истреблены, если не огнём, то какими-нибудь другими средствами. — Пожар в Перми 14 сентября 1842 г. (из юношеских воспоминаний)
Если бы нашёлся добрый человек, который взял бы на себя труд проследить движение сибирской почты от Перми хотя бы до Иркутска и записал свои впечатления, то получилась бы повесть, которая могла бы вызвать у читателей слёзы. — «Из Сибири»
Плывя по Волге до Нижнего, а потом по Каме до Перми и мучаясь животом после прощального обеда, Антон писал открытки друзьям и наставления домашним. В Перми путешествие по реке закончилось. В предгорьях Урала снег смешался с дождём и разводил под ногами великую грязь.[1]:275
Во время вторичного своего служения городским головой Дмитрий Емельянович <Смышляев> очень много сделал для жителей Перми, пострадавших от страшного пожара, бывшего 14 сентября 1842 года и уничтожившего более половины города — Дмитрий Дмитриевич Смышляев (Опыт биографического очерка) («Пермские губернские ведомости»)