Перейти к содержанию

Астрахань

Проверена
Материал из Викицитатника
Астраханский кремль

А́страхань — город в России, административный центр Астраханской области, в 1500 километров к юго-востоку от Москвы.

В исторической прозе

[править]
  •  

Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом.

  — Ибн Баттута, 1334.
  •  

Город Астрахань принадлежит трём братьям; они сыновья родного брата главного хана, правящего в настоящее время татарами… Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани, но летом они поступают так же, как и остальные татары. Город невелик и расположен на реке Волге; домов там мало, и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нём ещё были хорошие здания. Рассказывают, что в старые времена Астрахань была местом крупной торговли и те специи, которые отправлялись в Венецию из Таны [Азов], проходили через Астрахань.

  Амвросий Контарини, 1476.
  •  

В Астаркане 5000 жителей. Все дома их деревянные, только крепость, очень сильная, где живёт главный начальник, выстроена из камня; стены её значительной высоты и толщины. Она охраняется весьма бдительно множеством ратников, и доступ в неё можно получить только по особому разрешению… собственно татары бродят по полям, как бедуины, и только христиане-московиты населяют застроенные места… Сюда съезжается множество купцов из Московии, Армении, Персии и Турции. Главный предмет его торговли — соль.

  — Дон-Хуан Персидский, 1599.
  •  

О княжении Тмутараканском, как в историях руских обстоятельно мест или урочищ не описано, а в давныя времена не знающие пользы исторической, имена народов и земель оставя, по новопостроенным городам пределы именовали, прежние в забвение предали, что и с сим учинилось; а потом писатели, не зная, где его сыскать, в неприличных местах сыскивали, а именно: в истории Новогородской и Степенной книге кладут Астрахань вместо Тмутаракань, которое нимало неприлично, ибо руские так далеко по Волге не владели и не знали; Астрахань же старее Киева, ибо Птоломей в тех местах кладет народ астурканы.[1]

  Василий Татищев, из второго тома «Истории российской», 1750
  •  

Астрахань — это остров, омываемый одним из протоков Волги, перерезанный рядом вонючих болот, называемых рекою Кутумом, и каналом, ни в чём не уступающим реке Кутуму. Полуостров этот окружён густым лесом мачт и уставлен живописными бедными лачугами и серыми, весьма неживописными деревянными домиками с мезонинами, не похожими на лачуги потому только, что из них выглядывают флотские и вообще официальные физиономии. Всю эту огромную безобразную серую кучу мусору венчают зубчатые белые стены Кремля и стройный великолепный пятиглавый собор московской архитектуры 17-го столетия. Таков город Астрахань. Но не таким он мне представлялся, когда я, подходя к Бирючей Косе (главная застава в устьях Волги), увидел сотни, правда, безобразных кораблей, нагруженных большею частию хлебом; мне представлялась Венеция времён дожей, а оказалось — гора мышь родила. А проток Волги, окружающий Астрахань и сообщающий её с Каспийским морем, глубиной и шириной Босфору не уступит. Но проток этот омывает не Золотой Рог, а огромную кучу вонючего навоза. Где же причина этой нищеты (наружной) и отвратительной грязи (тоже наружной) и, вероятно, внутренней? Где эта причина? В армяно-татарско-калмыцком народонаселении или в другой какой политическо-экономической пружине? Последнее вероятнее. Потому вероятнее, что и другие наши губернские города ничем не уступают Астрахани, исключая Ригу. — Дневник. 6 августа 1857 г.

  Тарас Шевченко

В поэзии

[править]
  •  

Когда имеет ночь народ твой южный летом,
То северный народ в трудах полдневных бдит;
Как звездным Астрахань в ночи блистает светом,
То Кола в полнейшем блистаньи солнце зрит.[2]

  Николай Поповский, «Стихи Ее Императорскому Величеству…», 1754
  •  

Ходил Стенька Разин
В Астрахань город
Торговать товаром.
Стал воевода
Требовать подарков.
Поднес Стенька Разин
Камки хрущатые,
Камки хрущатые ―
Парчи золотые.[3]

  Александр Пушкин, «Ходил Стенька Разин...», 1826
  •  

От мальчишек, торгующих астрами,
от угрюмых соборных касок,
я хочу в золотую Астрахань,
я хочу к темно-синему Каспию.
Там, где жир с порыжелой селедки
каплет солнцем в солончаки,
и кумыс, кобылиную водку,
продают в бурдюках калмыки.[4]

  Ольга Берггольц, «Стихи об астраханской селедке», 1926

В кино

[править]
  •  

Казань… брал… Астрахань… брал… Ревель… брал, Шпака… н-не брал. — Иван Васильевич меняет профессию

Источники

[править]
  • Зайцев И. В. Астраханское ханство. М., 2004. — с. 11-12.

Источники

[править]
  1. Татищев В.Н. История российская в семи томах. Том второй. — Москва-Ленинград, «Издательство Академии наук СССР», 1963 г.
  2. Н. Н. Поповский в книге: «Поэты XVIII века». Библиотека поэта. — Л., Советский писатель, 1972 г.
  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, 1837-1937: в шестнадцати томах, Том 2
  4. О. Ф. Берггольц. Избранные произведения. Библиотека поэта. Л.: Советский писатель, 1983 г.

См. также

[править]