Газета

Материал из Викицитатника
газета «Правда» от 18 ноября 1940 года[1]
Френсис Луис Мора. Читатели в нью-йоркском метро. 1914

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Согласно определению советского ГОСТа, газета — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания»[2].

Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Ещё Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»).

Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты газетта (итал. gazzetta). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну газетту.

Газета в афоризмах и кратких высказываниях[править]

  •  

Верх ловкости: умудряться узнавать время по барометру, а давление – из газет.[3]:12

  Альфонс Алле
  •  

– В плаваньи не читают газет. Немецких потому, что их просто нет, а иностранные простым морякам непонятны.[4]

  Бруно Травен
  •  

Газета — естественный враг книги, как шлюха — естественный враг порядочной женщины.

  Братья Гонкур
  •  

Газета — приложение к рекламе.

  Аркадий Давидович
  •  

Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.

  Джордж Бернард Шоу
  •  

Газета — это черновой набросок истории.

  Владимир Свержин
  •  

Как можно добиться свободы печати в несвободной стране с наименьшей затратой энергии?
— Издавая газету, печатай в заголовке жирным шрифтом: «Свободные мысли».[5]

  Саша Чёрный
  •  

Книга — это всё об одном, а газета — ничего обо всём.

  Константин Мелихан
  •  

Ненависть означает, что газета ещё способна возбуждать страсти. — «Компромисс»

  Сергей Довлатов,
  •  

Такой уж это печатный орган — газета: крайне активно сообщает нам, что случилось однажды, и весьма неохотно отслеживает, как же все было дальше.

  Харуки Мураками, «1Q84. Книга 2»
  •  

Форма газетных и больничных уток разная, но содержание, как правило, одинаковое.

  Ашот Наданян
  •  

Честный газетчик продаётся один раз

  Генри Форд
  •  

Чтобы влиться в толпу, вовсе не обязательно выходить на улицу — достаточно, сидя дома, развернуть газету или включить телевизор.

  Уистен Хью Оден
  •  

Идеальная газета: 50% о сучках, 50% о костях, остальное — о политике.

  — пёсик Фафик[6]
  •  

Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте.

  Остап Бендер

Газета в публицистике и мемуарах[править]

\

  •  

Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный орга­низатор. В этом последнем отношении ее можно сравнить с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания, намечают контуры постройки, облегчают сношения между отдельными строителями, помогают им распределять работу и обозревать общие ре­зультаты, достигнутые организованным трудом. При помощи газеты и в связи с ней са­ма собой будет складываться постоянная организация, занятая не только местной, но и регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за полити­ческими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны рево­люционной партии.

  В. И. Ленин, «С чего начать?», 1901
  •  

Старые газетные работники помнят ещё именно таких «репортёров», каких до сих пор выводят гг. драматурги и описывают гг. беллетристы.
Грязных, нечёсаных, немытых, которых даже в редакциях не пускали дальше передней.
Они подслушивали разговоры, сидя под столом, потому что их никуда не пускали, и их никуда нельзя было пустить.
Это был безграмотный народ, писавший «ещё» с четырьмя ошибками и которых мазали за их «художества» горчицей.
Хорошенькие времена! Одинаково хороши были все: и те, кто доводил себя до мазанья горчицей, да и те, кто находил в этом удовольствие и «нравственное удовлетворение».

  Влас Дорошевич, «Репортёр», 1905
  •  

Ныне значительная часть газетного материала уже не пишется в редакции, а покупается. Есть даже агентства, которые поставляют газетам рассказы, анекдоты, отчеты об экспедициях в недра Африки и газетные утки. Иногда же материал не покупается, а просто выстригается из других газет, причём это газетное браконьерство, в отличие об обычного, проходит безнаказанно и даже вошло в обычай.

  Карел Чапек, «Как делается газета», 1936
  •  

А в Америке одна газета сообщила, что какой-то молодой человек в штате Айова направил невидимые лучи на кусок свинца стоимостью в 13 центов — и что же? Через три часа кусок свинца превратился в кусок чистейшего золота, стоимостью в 153 доллара. Другая газета уверяла, будто в Нью-Йорке, в медико-хирургическом колледже, изобрели новый способ обучать студентов анатомии: икс-лучи отражаются от рисунков в анатомическом атласе, а затем попадают прямо в мозг студенту. «Это производит сильное впечатление на учащихся, — писала газета, — и во многих отношениях оказывается выгоднее и удобнее, чем обыкновенные способы обучения, которые практиковались до сих пор: рисунки накрепко отпечатываются в мозгу!» Не правда ли, жаль, что это сообщение оказалось простой газетной уткой! Но, разумеется, газеты недолго питались утками. Читатели требовали более подробных и достоверных сведений о лучах Рентгена.[7]

  Матвей Бронштейн, «Солнечное вещество», 1936
  •  

Людям, которые не знакомы с особенностями литературной жизни, нужно объяснить причины, заставившие меня так обстоятельно рассказывать о «Гудке». Дело в том, что газета это коллектив. В отличие от никому не видимой работы писателя за своим столом в своем кабинете, да еще часто запертом на ключ, работа в газете происходит на людях, под присмотром. Это очень полезно писателю, особенно молодому, который еще не знает окружающей действительности, а уже лезет судить о важнейших вопросах общественной и государственной жизни, о воспитании молодых кадров.[8]

  Аркадий Белинков, «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша», 1968
  •  

Весь день у него был расписан поминутно, и только тяжелая болезнь могла выбить его из распорядка. По масштабу личности и мощи страстей ― байроновский Каин, по уставу ― автомат. Если он что-то вводил в привычку, это становилось непреложным. Эпоха пипифакса еще не наступила, горожане пользовались газетой. Из неуважения ко мне Звягинцев подтирался только «Трудом», где я работал. И какие проклятия неслись из уборной, если он не обнаруживал аккуратных долек печатного органа ВЦСПС![9]

  Юрий Нагибин, «Моя золотая теща», 1994

Газета в художественной прозе[править]

  •  

― Товарищи, чья рукопись? Эти мерно качающиеся между стойками фигуры, автоматически бегающие пальцы так не вязались с представлением процесса мысли, сознательности, из которого рождалась газета. «Газета ― это фабрика…»
― Добрый вечер, Иван Николаевич, ― говорили наборщики, качаясь, не отрываясь от торопливого набора, с потными лицами.[10]

  Александр Серафимович, «Инвалид», 1907
  •  

Он видел, что начавшаяся в феврале веселая жизнь ― со стрельбой, флагами, пением «Марсельезы» и «Варшавянки» ― продолжается. А разобраться во всем этом ― почему стреляют, почему поют, почему шумят и ходят под окнами с красными флагами ― он не мог, хотя жадно прислушивался ко всем разговорам и давно уже с увлечением читал газеты, которые в тот год плодились, как грибы после хорошего дождя. Газеты были с самыми удивительными названиями. Была газета «Копейка», которая и стоила всего одну копейку. Была газета «Черное знамя». Выходила даже газета, которая называлась «Кузькина мать». В газетах и в разговорах взрослых то и дело мелькали новые, не знакомые Леньке слова: «манифестация», «милиция», «пролетариат», «оратор»…[11]

  Алексей Пантелеев, «Лёнька Пантелеев», 1952
  •  

Внизу, как раз под полкой, на которой лежал Незнайка, расположился какой-то толстенький коротышка. Сунув чемодан под сиденье, он вытащил из кармана целый ворох газет и принялся читать их. Здесь были и «Деловая смекалка», и «Давилонские юморески», и «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков».
Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако давилонские жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает её не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чём там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах и продавалась не только в городе Давилоне, но и во многих других городах.
Нетрудно догадаться, что «Газету для толстеньких» читали не одни толстяки, но и те, которые мечтали поскорей растолстеть, точно так же как «Газету для тоненьких» читали не только худенькие коротышки, но и такие, которым хотелось избавиться от излишнего жира. Владельцы газет прекрасно понимали, что уже само название должно возбуждать интерес читателя, иначе никто не стал бы покупать их газету.

  Николай Носов, «Незнайка на Луне»
  •  

― И Ваша «Бильд» ― дерьмо! И ваши вопросы ― дерьмо! И ваш Шпрингер ― дерьмо! Вы всегда пишете то, что взбредет в вашу свинячью голову! Ваша газета написала обо мне, что я сплю голая среди кошек! Откуда вы это взяли? Я ненавижу кошек! Вы слышали ответы господина Никитина ― и пишите то, что слышали! Пусть знают присутствующие здесь господа, что ваша газета не годится даже на пипифакс! Вот что я вам скажу!
― Прелестная госпожа Лота устроила скандал журналистам![12].

  Юрий Бондарев, «Берег», 1975
  •  

Печенег, подъявший длань, печенег в очках над газетой, печенег, размножающийся с каждой минутой по мере движения к центру, все более уверенный, все менее потерянный, все более символизирующий все любимые им символы, все менее похожий на печенега, все более похожий на Большого Брата, крупнотоннажный, стабильный, единственно возможный… наконец над площадью Белорусского вокзала возникло перед Лучниковым его любимое, встречу с которым он всегда предвкушал, то, что когда-то в первый приезд потрясло его неслыханным словосочетанием и недоступным смыслом, и то, что впоследствии стало едва ли не предметом ностальгии, печенежье изречение:
«Газета ― это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, она также и коллективный организатор!» Фраза эта, развернутая над всей площадью, а по ночам загорающаяся неоновым огнем, была по сути дела не так уж и сложна, она была проста в своей мудрости, она просвещала многотысячные полчища невежд, полагающих, что газета ― это всего лишь коллективный пропагандист, она вразумляла даже и тех, кто думал, что газета ― это коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но не дотягивал до конечной мудрости, она оповещала сонмы московских граждан и тучи «гостей столицы», что газета ― это также и коллективный организатор, она доходила до точки.
― Ну, вот, кажется, сейчас ты наконец-то проникся, — улыбнулся Кузенков.
― Сейчас меня просто пробрало до костей, ― кивнул Лучников.[13]

  Василий Аксёнов, «Остров Крым», 1979
  •  

― Газета… газета…[14]

  — Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема» (книга первая), 1989

Газета в стихах[править]

  •  

Когда газета позабудет
Людей морочить без стыда,
Суббота отрицать не будет
Того, что скажет середа?
Когда, когда?[15]

  Пётр Вяземский, «Когда? Когда?» (1815)
  •  

Трое суток шагать,
Трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете.
Если снова начать,
Я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти.

  — А. Левиков, «Песня журналистов»
  •  

…Утром свежую газету — с Человечеством родство…

  Роберт Рожденственский, «Человеку мало надо…», 1973
  •  

Как понятие новости сузилось! Ритм
как замедлился жизни и быта!
Как немного теперь телефон говорит!
Как надежно газета забыта![16]

  Борис Слуцкий, «Возвращение», 1977
  •  

Рычит ли собака, мычит ли корова,
Система на страже.
Один соглядатай сменяет другого,
Газета всё та же.
Наверно, сживут меня с белого свету
И с нашего краю,
Где даже скотина читает газету,
А я не читаю.[17]

  Юрий Кузнецов, «Газета», 1990

Источники[править]

  1. Фотографии В. Молотова с Гитлером и Риббентропом во время его визита в Берлин
  2. Газета (англ. newspaper) в Большой толковый словарь Владимира Чернышева
  3. Юрий Ханон Альфонс, которого не было. — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с.
  4. Травен Б. Корабль мертвецов. История американского моряка / Изд. подготовила Г.Е. Потапова — СПб., Наука, 2015. 486 с., илл. Б.ф.
  5. Саша Чёрный «Деликатные мысли (1906-1908)» (рус.). lit-info.ru (2007). Проверено 19 сентября 2013.
  6. «Пшекруй» № 632, с. 13
  7. М. П. Бронштейн «Солнечное вещество». — М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936 г.
  8. А.В.Белинков, «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша». — Мадрид, 1976 г.
  9. Ю. М. Нагибин, «Тьма в конце туннеля». «Моя золотая тёща». — М.: Независимое изд-во «Пик», 1994 г.
  10. А. С. Серафимович Собрание сочинений: В 4 т., том 4. — М.: «Правда», 1980 г.
  11. Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырёх томах, Том 1. Ленинград, «Детская литература», 1983 г.
  12. Бондарев Ю. «Берег». — М.: Молодая гвардия, 1975 г.
  13. Василий Аксёнов. «Остров Крым»: Роман — М.: Изограф, 1997 г. — 415 c.; тираж 26000 экз.;
  14. Ф. А. Искандер. «Сандро из Чегема». Книга 1. — М.: «Московский рабочий», 1989 г.
  15. Вяземский П.А. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. — Ленинград, Советский писатель, 1986 г.
  16. Б.А.Слуцкий. Собрание сочинений: В трёх томах. — М.: Художественная литература, 1991 г.
  17. Ю.П.Кузнецов. «До последнего края». — М.: Молодая гвардия, 2001 г.

См. также[править]