Лук-порей

Материал из Викицитатника
Плантация лука-порея (Голландия)

Лук-поре́й,[комм. 1] или жемчу́жный лук (лат. Āllium pōrrum)[комм. 2] — очень известная овощная культура, один из самых крупных видов лука, рослое двулетнее травянистое растение, один из видов рода лук из семейства амариллисовых (лат. Amaryllidáceae).

По своей популярности среди аналогичных пищевых растений лук-порей уступает только чесноку и репчатому луку, от последнего от отличается крупными размерами и плоскими широкими перьями (листьями). Белая нежная ножка (ложный стебель) и молодые листья лука порея характеризуются приятным слабоострым вкусом (более тонким, чем у репчатого лука), придают своеобразный аромат кулинарным изделиям. Луковицы порея с отбеленным стеблем употребляют в сыром, варёном (тушёном) виде как гарнир к мясным и рыбным блюдам, приправу для супов.

Лук-порей в прозе[править]

  •  

А надежда, побуждающая меня любить вас, мадонна, любимую столькими молодыми людьми, в следующем: я много раз видел, как, вечеряя, женщины ели лупины и порей; и хотя в порее ни одна часть не вкусна, менее дурна и приятнее на вкус его головка, вы все вообще, побуждаемые развращённым аппетитом, её-то и держите в руках, а едите листья, не только ни к чему не годные, но и неприятные на вкус. Почём я знаю, мадонна, что, и выбирая ухаживателей, вы не поступаете таким же образом?

  Джованни Боккаччо, «Декамерон» (День первый, Новелла десятая), 1353
  •  

Я посетил также комнаты служанок, но не нашёл в них ничего достопримечательного. Между тем Зейнаб принесла на огромном подносе превосходный завтрак, который состоял из белого, как снег, рису, приготовленного в виде пилава; жаркого, изрезанного мелкими кусками и завернутого в большой лист хлеба; исфаганской дыни; нескольких груш и абрикосов; яичницы, сыру, луку-порею, кислого молока, шербета двух различных сортов и свежей патоки.

  Джеймс Мориер, «Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана», 1824
  •  

Горшки были глиняные, в виде слонов без спины; вместо спины у них было углубление, набитое землёй; в одном слоне рос чудеснейший лук-порей, а в другом — цветущая герань. Первый слон служил старичкам огородом, второй — цветником.

  Ганс Христиан Андерсен, «Старый уличный фонарь», 1847
  •  

Приходилось прокладывать себе дорогу, которая послужила впоследствии кратчайшим средством сообщения между плато Дальнего Вида и горой Франклина. Известные им породы деревьев были представлены великолепными экземплярами. Герберт нашёл и несколько новых видов — между прочим, драцену, которую Пенкроф назвал «самодовольным пореем», ибо, несмотря на свои большие размеры, она принадлежала к тому же семейству лилейных, что и лук-порей, лук-резанец и спаржа. Варёные коренья драцены очень вкусны. Перебродив, они дают прекрасный напиток.

  Жюль Верн, «Таинственный остров», 1874
  •  

Он хорошо сделал, отдав это приказание. Кустарник скрывал в своей чаще врага, который мог повредить переселенцам несравненно больше, чем дикие звери. С последними боеры ещё могли справляться, но против первого у них не было средств защиты. Между тем враг этот был с виду очень незначителен. Это было растение, похожее на порей и образовавшее из своих нежно-зелёных листьев густой ковёр под деревьями.
Растение это, свойственное тропическим странам, очень походит своими листьями и цветами на обыкновенный тюльпан; оно принадлежит к семейству ирисов и к роду морея.
На первый взгляд это растение может показаться совершенно безобидным. Однако в нём скрыт страшный яд, быстро убивающий травоядных животных.

  Майн Рид, «Переселенцы Трансвааля», 1883
  •  

Чисто парниковая культура летних ранних сортов редко применяется, так как поррей вообще товар не очень дорогой и идёт его немного и притом-же для получения раннего поррея можно делать посев зимних сортов и особенно Брабантского поррея в грунт в июле месяце и оставлять растения зимовать в грунту под лёгким прикрытием, что удается даже под Петербургом; кроме того, при чисто парниковой культуре, поррей поспевает раньше только на неделю, отнюдь не больше. Подготовка рассады и вообще культура лук-поррея очень сходны с сельдереем, но только он выносливее последнего к холоду. Посев делается в грунт полутёплого парника: летних сортов до начала апреля, а зимних ― не позже марта. Так как семена лук-поррея плохо вообще всходят (всхожесть их не выше 68%), то их всегда смачивают в течение 3 суток, удаляя всплывающие семена. Посев и выведение рассады производится как у репчатого лука, но семян берут на парник больше...

  — П.И.Каменоградский, «Парники и ранняя выгонка овощей, рассады и земляники», 1906
  •  

У Шварцев Литейных я ещё не был; но, когда буду, передам им всё, о чём Вы меня просили. Жизнь-то! Жизнь-то как вздорожала! Лук-порей на рынке стоит уже не 30, а 35 или даже все 40 копеек![1]

  Даниил Хармс, Письма к друзьям, 1931-1934
  •  

Святой Георг и роза символизируют Англию, святой Андрей и чертополох ― Шотландию, святой Давид и лук-порей ― Уэльс, святой Патрик и клевер-трилистник ― Ирландию.[2]

  Всеволод Овчинников, «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах», 1979

Лук-порей в стихах[править]

Цветущий порей
  •  

С лица я не очень приятен:
Нос толстый, усы, как порей,
Большое количество пятен,
А также немало угрей…[3]

  Саша Чёрный, «Человек в бумажном воротничке», 1911
  •  

Но огород ещё бодрее
И гуще, и щедрей, чем летом.
Смотри! Петрушки и пореи
Как будто созданы поэтом[3]

  Саша Чёрный, «Огород», 1914
  •  

У нас на селе, на лукавой поре:
Раз сидел у дверей лопарей
Сельдерей и лук-порей
Сели брея, слегка прея,
Сеялись, не дра́лись,
Хоть порой ругались,
При своём остались.[4]

  Михаил Савояров, «Сел дурея» (из сборника «Не в растения»), 1916
  •  

В этот час всё сердцу мило:
Даже связки сельдерея,
Даже грузный стан торговки
Над гирляндами порея.[3]

  Саша Чёрный, «Базар в Auteuil», 1927
  •  

Волны шумели: «Скорее, скорее!»
К гибели лёгкую лодку несли,
Голубоватые стебли порея
В красный туман прорастали с земли.[5]

  Георгий Иванов, «Волны шумели: Скорее, скорее!...», 1958
  •  

Между пореем и морковью
Не докучали бы плебеям
Своими правдами кривыми,
Своей безжалостной любовью.[6]

  Игорь Чиннов, «Мы в мире всё переиначим...», 1986

Комментарии[править]

  1. По всей видимости, лук-порей — это культурный вид, не имеющий дикорастущей формы. Его природный прародитель — лук виноградный (лат. Allium ampeloprasum) происходит из Передней Азии, откуда попал в Средиземноморье, на территории которых и сейчас можно встретить его дикорастущую форму. Культурный вид развился из него очень давно, так как в Древнем Египте лук-порей уже был одним из важнейших овощных растений. Он был известен и в античные времена в Греции и Риме. В средние века его возделывали уже по всей Европе. Рисунки старых травников показывают, что у растений, которые выращивались в то время, луковицы были выражены сильнее, чем у современных форм.
  2. Научное латинское название рода лук (лат. Āllium), данное ещё Карлом Линнеем происходит от названия чеснока (одного из видов рода лук), которое, в свою очередь, вероятно, связано с кельтским словом allжгучий

Источники[править]

  1. Даниил Хармс. Рассказы и повести. — М., 1989 г.
  2. Всеволод Овчинников, «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах». — М., «Новый мир», 1979, №4-6.
  3. 1 2 3 Саша Чёрный, собрание сочинений в пяти томах, — Москва: «Эллис-Лак», 2007 г.
  4. Михаил Савояров. «Слова», стихи из сборника «Не в растения»: «Сел дурея»
  5. Г. Иванов. Стихотворения. Новая библиотека поэта. — СПб.: Академический проект, 2005 г.
  6. И.В.Чиннов. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Согласие, 2002 г.

См. также[править]