Мали́на (лат.Rúbus) — широко распространённый в умеренной климатической зоне полукустарник из рода Рубус семейства Розовых (лат.Rosáceae). Часто образует заросли на вырубках, лесополосах, откосах железных дорог, берегам рек. Малина широко известна как культурное растение, выведено очень большое количество садовых и промышленных сортов.
В переносном значении слово «малина», отчасти противоположное «полыни» или «калине» обозначает нечто сладкое, приятное и очень вкусное. В определённом смысле, синоним лёгкого наслаждения. В уголовном жаргоне «малина» — воровской притон.
Малина в публицистике и научно-популярной прозе[править]
Ягоды также растут в большом изобилии: клюква, брусника, мамура (ягода, очень известная в Финляндии), морошка, голубика, шикша (шикша ― камчатское название, по-английски Grow berry) и малина; сия последняя крупна и яркого красного цвета, но водяна и вовсе ни вкусу, ни запаху малины не имеет. Сие, без сомнения, происходит от частых дождей, ибо и у нас в России, когда случается лето весьма дождливое, то как плоды, так и огородная зелень бывают водяны, невкусны и имеют слабый запах.[1]
— Василий Головнин, «Путешествие вокруг света, совершённое на военном шлюпе...», 1822
На вырубках и пустошах прибрежной зоны особенно разрослись различные ежевики (с ботанической точки зрения ― это малина, только с чёрными плодами); в основном два вида: ежевика кавказская ― более мощная, с крупными зелёными листьями и крупными плодами, и ежевика беловатая ― с сероватыми листьями и более мелкими плодами.[2]
— Юрий Карпун, «Природа района Сочи», 1997
Насколько маленьким может быть такой отрезок? Это зависит от времени года. Зимой достаточно черенка величиной всего 3 сантиметра! Но, разумеется, молодые растеньица придется выращивать в теплице или дома на окошке. Весной лучше взять черенки 5 см, если отрезок корня меньше, то он как правило, не выживает. Это связано с тем, что в корнях малины к зиме накапливаются запасные питательные вещества. Чем больше этих веществ, тем быстрее образуется почка и лучше вырастает новый стебель. Весной питательные вещества перемещаются в стебли, там набухают почки, начинают разворачиваться листья. В корне осталось меньше питательных веществ. Чтобы «набрать» их достаточно для образования нового стебля, приходится брать более длинный отрезок корня. Вопрос. Как вы думаете, почему у малины не берут корневые черенки летом, когда растение плодоносит? Малина ― это не единственное растение, которое способно размножаться корневыми черенками. Другой яркий пример ― это одуванчик...[3]
— Владимир Чуб, «Что изучает наука ботаника?», 1998
В смешанном лесу среди зарослей сныти и крапивы скрываются малинники и ежевичники. С виду места эти невзрачные, но недели через три, когда украсят их рубины и аметисты созревших ягод, не будет места желаннее. Ягоды эти почти такие же нежные, как земляника, но обходиться с ними куда проще. Варенье варится типа джема, а у него требования к сохранности ягод ниже. Всякому это варенье памятно по давним детским простудам. В детстве я даже любил простужаться и готов был терпеть горчичники, лишь бы потом дали чаю с малиновым вареньем. И совершенно меня не интересовало, помяты ягоды в этом варенье или нет. Зато если удалось донести ягоды не помяв, то можно закатать на зиму компот. К примеру, земляника в компоте сереет, и в ягодах гибнет аромат, убитый сахарным песком. Иное дело ― лесная малина, это царица компотов! Лучшие ягоды укладываем в баночку, досыпаем чуток сахара, заливаем доверху кипятком, стерилизуем минут пять ― не больше и закатываем. Норму сахара каждый определяет для себя сам. Если окажется, что сахара маловато, его всегда можно добавить, а ежели пересластишь, то долейте воды, и компота станет больше. Главная трудность ― донести ягоды из леса, не помяв и не съев их по дороге. [4]
Именно, грабители. Вот мне в городе леденец продали, говорили, малиной отзываться будет, а в нем и сладости никакой нет; просто, один клей туда напихан.
Когда уже становилось жарко, но дамы наши ещё не выходили к чаю, я часто ходил в огород или сад есть всё те овощи и фрукты, которые поспевали. И это занятие доставляло мне одно из главных удовольствий. Заберёшься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой заросшей, густой малины. Над головой — яркое горячее небо, кругом — бледно-зелёная колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорною зарослью. Тёмно-зелёная крапива с тонкой цветущей макушкой стройно тянется вверх; разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растёт выше малины и выше головы и кое-где вместе с крапивою достаёт даже до развесистых бледно-зелёных ветвей старых яблонь, на которых наверху, в упор жаркому солнцу, зреют глянцевитые, как косточки, круглые, ещё сырые яблоки. Внизу молодой куст малины, почти сухой, без листьев, искривившись, тянется к солнцу; зелёная игловатая трава и молодой лопух, пробившись сквозь прошлогодний лист, увлаженные росой, сочно зеленеют в вечной тени, как будто и не знают о том, как на листьях яблони ярко играет солнце.
Жить нечем! … Вот я этак, по должности-то, смотрю, да и вижу, что он без малого рубль на рубль хватил; ведь хорошо? Так что же: норовит он, бестия, дюжину персиков тебе на подносе поднести или малины к Светлому Празднику. Ну судите сами, — служил я в военной службе — что ж мне малина?.. У меня дети, что же мне малина?.. Ведь я не млекопитающее?..
— А я знакома с одной из сестриц твоих,— чиликала птичка.— Там, далеко, на северо-востоке, в берёзовой роще, за кустами дикой малины, у канавки, цветёт она. И так она мила была тогда, как пели соловьи, капал дождь, а я выглядывала из своего притаившегося в бузинном кусте гнёздышка…
— Да что же она сделала? — довольно равнодушно сказал Левин, которому хотелось посоветоваться о своём деле и поэтому досадно было, что он попал некстати.
— Она с Гришей ходила в малину и там… я не могу даже сказать, что она делала. Вот какие гадости.
Кроме шитья распашонок и вязанья свивальников, которым все были заняты, нынче там варилось варенье по новой для Агафьи Михайловны мето́де, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома. Агафья Михайловна, которой прежде было поручено это дело, считая, что то, что делалось в доме Левиных, не могло быть дурно, всё-таки налила воды в клубнику и землянику, утверждая, что это невозможно иначе; она была уличена в этом, и теперь варилась малина при всех, и Агафья Михайловна должна была быть приведена к убеждению, что и без воды варенье выйдет хорошо.
Агафья Михайловна с разгорячённым и огорчённым лицом, спутанными волосами и обнаженными по локоть худыми руками кругообразно покачивала тазик над жаровней и мрачно смотрела на малину, от всей души желая, чтоб она застыла и не проварилась. Княгиня, чувствуя, что на неё, как на главную советницу по варке малины, должен быть направлен гнев Агафьи Михайловны, старалась сделать вид, что она занята другим и не интересуется малиной, говорила о постороннем, но искоса поглядывала на жаровню.
В другом случае, которому автор был свидетелем, беременная дама, которой до разрешения от бремени оставались две-три недели, увидела чашку с малиной, которой ей чрезвычайно захотелось, но ей в этом отказали. Она возбуждённо и несколько театрально хлопнула правой рукой себя по шее, воскликнув, что она должна получить малину. Ребёнок, родившийся в нашем присутствии три недели спустя, имел чётко очертанный знак малины на правой стороне шеи. До сегодняшнего дня, когда созревают фрукты, его родимый знак становится тёмно-малиновым, тогда как в течение зимы он совсем бледный.
Принесли чай, сухари, варенья, масло, потом покормили малиной со сливками. В семь часов вечера был ужин из шести блюд, и во время этого ужина я услышал громкий зевок; кто-то громко зевнул в соседней комнате. Я с удивлением поглядел на дверь: так зевать может только мужчина.
«Пожалуйста, вы не кушайте, — говорит, — почек, я люблю почки. Телячьи почки — нежное кушанье, и уж я их съем. Мне полезны телячьи почки». — «Или, — говорит, — когда Крохоборовка будет моя, я всё буду есть поросячью голову». Сварит сестра варенье, он сейчас: «Вот отлично, что клубника, я люблю клубнику!» А если малина, то и малину он любит.[5]
— Мы ему операцию сделаем. А ты, Пашка, оставайся, — сказал доктор, хлопая Пашку по плечу. — Пусть мать едет, а мы с тобой, брат, тут останемся. У меня, брат, хорошо, разлюли малина! Мы с тобой, Пашка, вот как управимся, чижей пойдем ловить, я тебе лисицу покажу![6]
Высокий взмахнул чем-то бывшим в руке и блеснувшим при слабом мерцании звёзд. Тот кубарем слетел с облучка и, видя, что поднятый топор не опускается, прошептал про себя: «Ишь какой сердитый, тётка твоя малина!» Сидевший в санях тоже вылез и, нагнувшись, развёртывал что-то стоявшее на сидении. Взяв затем развёрнутый предмет в руку и держа его перед собою, он медленно направился к высокому, с нетерпением ожидавшему окончания сборов.
И зимой жили хорошо. Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе, то фокуснику, то местным любителям. Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки, хотя всю зиму дела шли недурно. По ночам он кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали.
— Видали? Что это? Женская шляпа! А там в углу видали? Что это? Женские калоши. А ежели бы я вас в тую комнату пустил, так бы вы такие поцелуи услышали, что разлюли малина-калина моя!
— Заборы-то невысокие, а люди-то бойкие, — говорила бабушка, посмеиваясь. — Вот, собираем мы с Варей малину в саду, вдруг он, отец твой, шасть через забор, я индо испугалась: идет меж яблонь эдакой могутной, в белой рубахе, в плисовых штанах, а — босый, без шапки, на длинных волосьях — ремешок. Это он — свататься привалил! Видала я его и прежде, мимо окон ходил, увижу — подумаю: экой парень хороший! Спрашиваю я его, как подошёл: «Что это ты, молодец, не путём ходишь?» А он на коленки стал. «Акулина, говорит, Ивановна, вот те я весь тут, со всей полной душой, а вот — Варя; помоги ты нам, бога ради, мы жениться хотим!» Тут я обомлела, и язык у меня отнялся. Гляжу, а мать-то твоя, мошенница, за яблоню спрятавшись, красная вся, малина-малиной, и знаки ему подаёт, а у самой — слёзы на глазах.[7]
Его продолжало знобить, и он думал о своей болезни и о смерти.
Вечером он выпил два стакана настоя из сушёной малины и сказал матери, что, если ему будет хуже, то она непременно должна будет послать за самым лучшим доктором. <...>
— Мама, да ведь это — бессмыслица ваша мнительность! Вы и меня ею заразили! Я здоров, а вы мне внушили, что я болен, «малинку» эту заставили выпить, — сильно повысив голос, говорил Казимиров.[8]
Бабушка сказала:
― Возьми. Я взял и сказал, что знаю: это малина. А девочка сказала:
― Не знаешь ― то шелковица. И засмеялась. Я хотел бросить ягоды: чего она смеётся и нарочно говорит «шелковица»? А бабушка сказала:
― Ну да, шелковица. Скажи спасибо. И сама сказала девочке «спасибо», потому что я не хотел. Я бабушке ягоды отдал. Бабушка стала вверх показывать:
― Вон, гляди, ягоды ― это всё шелковица. Малина на кусте растёт, а не на дереве. А я не хотел глядеть, потому что все девочки и все мальчики тоже стали глядеть и пальцами на дерево показывать:[9]
Уже и ягод брать некуда: корзина полна морошки, туес полон малины, а всё идёшь: места открываются одно другого таинственнее по красоте. Круглая сухая поляна белого мха, по белому моху синие круглые цветы ― колокольчики, незабудки и великолепный папоротник в пояс человеку.[10]
И тут раздается громкий выстрел, потом второй, потом третий. У отца лицо делается растерянным и жалким. Он открывает дверь горницы ― самой большой и самой белой комнаты в доме. Вся комната из белой превратилась в красную. На полу, на лавках и окнах ― всюду что-то красное, липкое, и пахнет малиной. Отец стоит в дверях и повторяет одно и то же: «Ну говорил же, ну говорил ― не надо бутыли закупоривать, малинке бродить нужно, она бродить должна, малинка-то». Мама моет горницу, трет доски мелкими камешками, смеется и дразнит папу Васю: «Малинка нежная, бродить надо малинке-то, понимаете?» Вася не выдерживает, сначала улыбается, потом смеется, и мы все смеемся, и все повторяем: «Ну, бабы, ну, дуры, ведь нежная малинка-то». Потом, после войны, мы никогда так не смеялись.[11]
Говорят, полиция им очень довольна. Между прочим, это он изобрёл необычайно эффективный способ кормления, когда излишне ушастых кроликов, чтобы они не разнюхали чего лишнего, полагается пичкать ошпаренным хреновым листом, в то время как мелкие наушники из числа малины незаметно сгружают очередную телегу.[12]:354
Искал малину себе по чину,
Нашлась калина — и то одна.
Жевал рябину, и без причины
Осталась — одна бузина!.. Пусть жизнь горькая штука, Зато для желудка — наука.
В огромном липовом саду, — Невинном и старинном — Я с мандолиною иду, В наряде очень длинном,
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины...