Небосвод

Материал из Викицитатника
Небесная сфера. 1502 г., Франция (неизвестный мастер)

Небосво́д (небо + свод, дословно: свод неба) — купол неба, видимый с Земли небесный свод, образованный сферической атмосферой Земли. Отсюда же: небосклон, небеса, поднебесье...
Небосвод — слово старое, отчасти устаревшее, связанное с исконными представлениями людей, согласно которым земля плоская, а неподвижный и твёрдый (хрустальный) купол неба закрывает её как свод.
Отчасти поэтому, как возвышенное, это слово чаще всего встречается в поэзии — и особенно, в поэзии символистов.

Небосвод в публицистике и научно-популярной прозе[править]

  •  

Древность не имела понятия о популярной физике. Для массы людей земля, наперекор Пифагору, всегда оставалась неподвижным плоским диском; для неё Аристарх не раскрывал хрустального небосвода, и старые божества природы не были низвергнуты со своих алтарей физическими силами.

  Фердинанд Розенбергер, «История физики»
  •  

И только в следующем столетии, когда Тихо наносит своей системой решительный удар птолемеевскому учению, когда Галилей раскрывает глубины небосвода телескопом, когда Кеплер с достоверностью опыта предписывает планетам законы движения, когда, наконец, прославленный философ Декарт заставляет светила носиться в мощных вихрях, — не ранее всего этого постепенно прекращает отчаянную борьбу против нового учения консервативнейшая защитница старого — католическая церковь, но, конечно, как всегда, молча, не заключая явного мира.

  — Фердинанд Розенбергер, «История физики»
  •  

Другие, наоборот, отрицают у древних ионийцев всякое здравое понятие о физической астрономии, приписывая им представление о фигуре земли в виде диска или цилиндра, который, по Фалесу, плавает на воде, по Анаксимену, — в воздухе и окружен хрустальным небосводом, на котором звёзды прикреплены наподобие золотых гвоздей.

  — Фердинанд Розенбергер, «История физики»
  •  

Перечисление этих доводов ясно указывает, что Птолемею приходилось опровергать теорию движения земли. Вместе с тем из них можно заключить, что Птолемей, независимо от очевидности движения небосвода, должен был на основании приведённых доводов придти к твёрдому убеждению в неподвижности земли.

  — Фердинанд Розенбергер, «История физики»
  •  

Галилей сообщает, что разработал много доводов в пользу Коперниковой системы и в опровержение существующих против неё возражений, но пока не решается их публиковать ввиду насмешек и гонений, которыми осыпают творца этой системы. Но когда в 1604 г. в созвездии Змееносца появилась новая звезда, он воспользовался случаем поколебать одну из главнейших опор птолемеевой системы мира, именно учение Аристотеля о незыблемости и неизменяемости небосвода.

  — Фердинанд Розенбергер, «История физики»
  •  

Мы совершенно честно возвращаем назад «талант», которым вы нас ссудили. Вы с таким же успехом можете, если хотите, беседовать со мной о таланте вот этого платинового метра, вот этого зеркала, этой двери или этого небосвода. У нас нет таланта.

  Андре Бретон
  •  

Одинаково допустимо: «На небе зажигаются звезды» и «В небе зажигаются звезды»; невозможно: «из неба» при нормальном «с неба». Главное свидетельство того, что с точки зрения языка небо имеет особое «строение», ― это лексемы небосвод, небосклон и поднебесье. Первые две лексемы обозначают только купол, который, как бы накрывая землю, ограничивает воздушное пространство над ней. Ср. нормальные высказывания: «На небосводе зажигались первые звёзды», «На небосклоне показался месяц» и недопустимые примеры: «В небосводе зажигались звезды», «В небосклоне показался месяц».[1]

  Елена Урысон, «Несостоявшаяся полисемия» и некоторые ее типы, 1999

Небосвод в мемуарах и художественной прозе[править]

  •  

Мне стало ясно, что я переусердствовал и что главные последствия толчка ещё впереди. И точно, не прошло секунды, как вся моя кровь хлынула к вискам, и тотчас раздался взрыв, которого я никогда не забуду. Казалось, рушится самый небосвод.

  Эдгар По, «Необыкновенное приключение некого Ганса Пфааля»
  •  

Некоторые досадные огрехи этого повествования я не могу считать ничем иным, как естественным следствием необычных обстоятельств. Мы годами жили как придётся, один на один с голой пустыней, под глубоко равнодушным к людским судьбам небосводом.

  Томас Эдвард Лоуренс, «Семь столпов мудрости»
  •  

Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании. Душа человека мгновенно наполнялась счастьем.

  Михаил Булгаков, «Белая гвардия»
  •  

Предрассветные зори сами по себе — чарующее зрелище. Над безжизненным, почти лунным, ландшафтом всторошенного моря начинает яснеть небосклон. Светлая полоса ярчает и растекается светлыми потоками вверх по небу. Вот уже в провалах зубчатки торосов чудятся бледно-розовые тона, они быстро текут вверх, как бы стремясь догнать первые светлые побеги, но те уже далеко. Минута за минутой меняется небосклон, уже нежные розы поднялись высоко. Ниже — царство кармина, а у самого края льда струится в толщах неподвижного воздуха огненная река расплавленного золота. В какой-то момент явление, достигнув максимума, начинает угасать. Уже нет золотой реки — как будто поднявшийся лед скрыл ее от взора, кармин бледнеет и переходит в нежнорозовый цвет, и светлые потоки скатываются все ниже и пропадают за горизонтом. Холодный мрак опять окутал землю, но теперь уж не надолго. Завтра опять на небо хлынут фонтаны дивного фейерверка, и снова ночь отступит.[2]

  Ареф Минеев, «Пять лет на острове Врангеля», 1936
  •  

А звёзды! Разве может человек, никогда не видевший звёзд, представить себе, что такое бесконечность, когда, наверное, и само понятие бесконечности появилось некогда у людей, вдохновлённых ночным небосводом? Миллионы сияющих огней, серебрянные гвозди, вбитые в купол синего бархата...

  Дмитрий Глуховский, «Метро 2033»
  •  

Как прекрасен наш город Реутов. Вы только посмотрите: Встроенные многоэтажки упираются третьим этажом прямо в небосвод.

  Реутов ТВ
  •  

А Байкал в остывающем, меркнущем свете всё больше погружался не во мрак, а в сияние. Алёша шёл, и огромное водное полотно справа, стоящее от переполненности горкой «перелистывало» цвета: только что было оранжевым и бликующим, играющим с зарёй, затем фиолетовым, кладущим длинные мутные тени, затем изумрудным, с самоцветными вспышками, и становилось всё глубже, всё ярче. Уже весь исполинский небосвод, разбрызгивая и трепеща, лежал внизу, уже тысячи дрожливых и коротких огненных дорожек торились там, уже однобокая луна в нижней бездне была полней и полыхала, полыхала искрами, а дальние горы, опрокидываясь, давали таинственные очертания. А надо всем этим нескончаемая музыка ― и от ласкового чмока воды о камни, и от небесной натуги, и от слабого потрескивания горящих звёздочек, и от неслышного трепетания трав и листьев.

  Валентин Распутин, «Новая профессия» (1998)
  •  

Я перевернулся на спину, и весь небосвод со всеми созвездиями заколыхался надо мной. Я плыл среди них, между Скорпионом, Стрельцом, Павлином, мне вспомнилась школьная карта в нашем кабинете астрономии и прекрасные слова: Орион, Козерог, Водолей, Знаменосец. Они все были где-то здесь, под рукой...

  Даниил Гранин, «Месяц вверх ногами» (1966)

Небосвод в стихах[править]

  •  

Кристалл небес мне не преграда бóле,
Но, вскрывши их, подъемлюсь в бесконечность...

  Джордано Бруно
  •  

Не соревнуюсь я с творцами од,
Которые раскрашенным богиням
В подарок преподносят небосвод
Со всей землей и океаном синим.

  Уильям Шекспир, «Сонет 21»
  •  

Обезумел, растерялся, размышлять едва я мог;
Крикнул издали: «Что с нами? Кто же счастье наше сжёг?»
Прерываясь от рыданий, голос горестный изрек:
«Почему на нас, несчастных, небосвод обрушил бог

  Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»
  •  

Небосвод над этой крышей
Так высок, так чист!
Тёмный вяз над этой крышей
Наклоняет лист.

  Поль Верлен, «Небосвод над этой крышей...» (пер. Брюсова)
  •  

Одно только звёздное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.

  Иван Бунин, «В окошко из тёмной каюты...»
  •  

Вон ряска там, под ней вода,
Лягушка там живёт.
И вдруг ко мне пришла Беда,
И замер небосвод.[3]

  Константин Бальмонт, «Заклятие» (из цикла «Danses macabres»), 1903
  •  

Боги гасят небосвод.
Жадно молится народ.

  Александр Блок, «Боги гасят небосвод...»
  •  

Пчёлы роятся,
Пчёлы плодятся,
Пчёлы смирятся.
Стану я на Восток,
Свод небесный широк,
А в саду у меня тесный есть уголок.

  Константин Бальмонт, «Заговор на посажение пчел в улей», 1906
  •  

Моя любовьосенний небосвод
Над радостью отпразднованной пира.
Гляди: в краях глубокого потира
Закатных зорь смесился жёлтый мёд.

  Вячеслав Ивáнов, «Моя любовь — осенний небосвод...»
  •  

И в сердце нотам в тон дрожит струна,
И чёрное небытие грядёт!
Прекрасен и печален небосвод;
И туч кайма — кровава и мрачна.

  Шарль Бодлер, «Вечерняя гармония», 1868
  •  

Не так ли в небесах: пролив кругом сиянье,
Падучая звезда мгновенно промелькнёт,
Но долго, при одном о ней воспоминанье,
Светлее кажется стемневший небосвод.[4]

  Ольга Чюмина, «Падучая звезда», 1897
  •  

...И мир, как море пред зарёю,
И я иду по лону вод,
И подо мной и надо мною
Трепещет звёздный небосвод...

  Максимилиан Волошин, «И мир, как море пред зарёю...»
  •  

На берегах Эгейских вод
Бельё стирала Навзикая.
Над Одиссеем небосвод
Вращался, звёздами мерцая.

  — Максимилиан Волошин, «На берегах Эгейских вод...»
  •  

Пустыня спит, и мысль растёт...
И тихо всё во всей Пустыне,
Широкий звёздный небосвод
Да аромат степной полыни...

  — Максимилиан Волошин, «Монмартр... Внизу ревёт Париж»
  •  

Небосвод сегодня новый,
Свежий, светлый, бирюзовый,
За ночь мылся он дождём...

  Константин Бальмонт, «Новый день»
  •  

О, верю! Мы повсюду бросим сети,
Средь мировых неистощимых вод.
Пред будущим теперь мы только дети.
Он — наш, он — наш, лазурный небосвод!

  — Константин Бальмонт, «И да, и нет»
  •  

«Мы славим Прах, Твоё Величество,
Тебе ведём мы хоровод,
Вкруг алтарей из электричества,
Вонзивших копья в небосвод!»

  Валерий Брюсов, «Вечерний прилив»
  •  

Там — вечно ясен небосвод,
‎Там — дивной сказки свет.
Но в этот край закрыт нам вход,
‎Туда — возврата нет...

  Ольга Чюмина, «Лунный след»
  •  

Серебром холодной зари
Озаряется небосвод,
Меж Стамбулом и Скутари
Пробирается пароход.

  Николай Гумилёв, «Сентиментальное путешествие»
  •  

Ввысь скакнула земля.
Материк — в небосвод провожаю?

  Марина Цветаева, «Материк»
  •  

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

  Борис Пастернак, «Ночь»
  •  

Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.[5]

  Борис Пастернак, «Зазимки», 1944
  •  

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

  Николай Заболоцкий, «Я не ищу гармонии в природе...»
  •  

И рассыпались годы,
Как из книги листочки...
Под родным небосводом
Жизнь по тонкой цепочке
Докатилась до точки.

  Михаил Величко, «Всё вперёд... и до точки»
  •  

Молчат земля и небосвод,
Повсюду тишина,
Трава и гладь прохладных вод
В объятьях томных Сна.

  — Раффи, «Самвел»
  •  

Всему свой срок. Бессмертья нет.
И этот серый небосвод
когда-нибудь изменит цвет
на голубой, и час придёт.

  Михаил Щербаков, «Прощальная 3»
  •  

Облака выбирают анапест,
Им трёхстопная мера мила.
Я послушен их воле, покладист,
Хорошо мне сидеть у стола.
Я послушен их воле, покладист,
Хорошо мне сидеть у стола.
Небосвод по-весеннему вымыт,
И на синем клубятся они.
Их никто у меня не отнимет.
Я присвоил их все, извини.

  Александр Кушнер, «Облака выбирают анапест...», 2005
  •  

Лежит тяжёлый том, и давит мне на грудь,
Как давит на поля тяжёлый небосвод.
И всё же я скажу, совсем не в этом суть,
А в том, что кто-то ТУТ из ТАМ, уже живёт.[6]

  Леонид Латынин, «31 июля 2013» (на книгу Юрия Ханона «Воспоминания задним числом»)

Источники[править]

  1. Е.В.Урысон, «Несостоявшаяся полисемия» и некоторые ее типы. — М.: Семиотика и информатика. Вып.36. 1999 г.
  2. А. И. Минеев. Пять лет на острове Врангеля. — Л.: Молодая гвардия, 1936 г.
  3. К. Бальмонт. Избранное. — М.: Художественная литература, 1983 г.
  4. О. Н. Чюмина. Стихотворения 1892—1897 / Удостоены почетного отзыва Императорской Академии Наук — Издание второе. — С.-Петербург: Книжный магазин «Новостей», 1900. — С. 83.
  5. Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы в двух томах. Библиотека поэта. Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1990 г.
  6. Л.А.Латынин, «31 июля 2013» (стихотворение с посвящением **)

См. также[править]